Основные проблемы изучения слова как единицы языка
Одной из центральных единиц языкознания, изучаемой в разных его разделах от морфемно-словообразовательного до лексического, является слово (или лексема).
Это обусловлено той ролью, которую лексема играет в системе языка и в коммуникации. Слово, будучи основным носителем смысла, выступает как основная единица номинации, а также является структурной частью предложения, следовательно, участвует в процессе обмена информацией.
Основные трудности, с которыми сталкивается исследователь уже на этапе определения слова как специфической лингвистической единицы, заключаются в отсутствии однозначных критериев его выделения. Так возникает проблема определения слова и его характерных признаков.
В разные периоды истории языкознания существовали разные подходы к дефиниции слова:
- С опорой на фонематический критерий слово понималось как определенная, значимая с точки зрения смысла последовательность фонем, объединенных общим ударением и ограниченных в речевом потоке паузами от других единиц. Однако этот подход был весьма ограничен, так как не учитывал роль фонетических процессов, происходящих в языке. Например, с точки зрения фонетики сочетание [з-другъм] (с другом) является одним фонетическим словом, в то время как на письме компоненты разделяются пробелом, а с точки зрения морфологии относятся к разным частям речи (предлог и падежная форма субстантива).
- Морфемный критерий также не удалось положить в основание определения слова. С одной стороны, в русском языке существует лексемы, формально равные корневой морфеме (луч, стон, шум), однако существуют и связанные корневые морфемы, не употребляющиеся без аффиксов, и те корневые морфемы, которые "выпадают" из состава слова в некоторых формах (вы-ну-ть).
- Попытка абсолютизировать графематический критерий также не выдерживает критики, поскольку не каждая последовательность графем может быть признана словом. Но даже если добавить к данному критерию смысловой, все равно это не решает спорных моментов. Например, считать ли падежную форму местоимения "у кого-то" двумя словами или же одной лексемой "кто-то", стоящей в Р.п.
- Семантический критерий представляется более перспективным, чем остальные, поскольку учитывает способность слова передавать определенное внеязыковое содержание - соотноситься с предметами или понятиями. Однако эксперименты показывают, что бессмысленные с точки зрения содержания единицы типа зауми футуристов или "глокой куздры" Л. Щербы воспринимаются носителями языка как полноценные слова, правда, не имеющие общепризнанного словарного значения.
Современные типологии принимают во внимание на один, а сразу несколько критериев, по которым определяется слово.
Другой проблемой является вопрос о статусе слова относительно морфем и фразеологизмов. В частности, это относится к корневым морфемам, формально совпадающим со словом: утюг, ночь, жар. При попытке отделить слово от фразеологизмов учёные сталкиваются с проблемой существования единиц, отличающихся, подобно слову, нерасчлененной структурой и единством смысла, но формально состоящих из нескольких слов.
Важным научным вопросом является также проблема установления тождественности лексем и их словоформ. Лингвисты исследуют критерии, по которым отличаются новые слова и формы одного и того же слова. Это имеет важное практическое значение даже для морфологии. Например, в школьной практике причастие и деепричастие рассматриваются как самостоятельные лексико-грамматические классы, следовательно, "прочитать", "прочитанный" и "читая" являются тремя самостоятельными словами. С другой стороны, в академической грамматике они рассматриваются как атрибутивные глагольные формы, поэтому при таком подходе мы имеем дело с одним словом "прочитать", которое реализуется в разных формах.
Аспекты изучения слова в языкознании
Общего определения слова в языкознании не существует. Слово можно описать через систему признаков:
- Фонетическое и графическое оформление в соответствии с законами языка.
- Наличие границ на письме, что выражается в использовании пробелов между отдельными словами.
- Грамматическая оформленность, выражающаяся в присущей слову системе морфологических признаков, а также в наличии грамматического значения.
- Предметно-понятийная соотнесенность с внеязыковой действительностью, наличие словарного значения.
- Автономность структуры и функции.
В лингвистике слова рассматривается разными разделами:
- Фонетика изучает функционирование слов в речевом потоке, происходящие в них фонетические процессы, а также особенности ударения и произношения.
- Морфемика рассматривает лексемы с точки зрения их структуры, выделяя в них значимые части, а словообразование исследует процессы деривации - производства новых лексем на базе уже имеющихся.
- Морфология изучает грамматические свойства слов, позволяющие объединять их на основе сходства признаков в большие лексико-грамматические классы - части речи.
- Лексика сосредоточена на слове как семантической единице, имеющей словарное значение, вступающей в лексико-семантические отношения с другими словами. Лексика также занимается проблемой сочетаемости слов и образованием новых значений.
- Синтаксис рассматривает слово как единицу коммуникации, то есть с точки зрения его функции и статуса в предложении, возможности передавать законченную мысль.
Вспомогательные лингвистические дисциплины также изучают слово. Например, орфография - нормативное написание, культура речи - правильность и уместность употребления, стилистика - функциональные возможности в разных сферах и жанрах общения.