Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Составляющие языка

Системная характеристика языка

Язык представляет собой единую и целостную систему, составленную из множества взаимосвязанных элементов языка. Все элементы системы языка существуют не обособленно, а только во взаимодействии с другими элементами.

Термин «языковая система» понимается в двух смыслах:

  • в широком смысле, языковая система представляет собой закономерно организованную совокупность локальных систем;
  • в узком смысле, языковая система представляет собой локальную систему языка, составленную из устойчиво взаимодействующих языковых единиц одного уровня.

Поскольку язык является системой, то ему присущи черты, общие для всех систем:

  • целостный и единый характер;
  • наличие структурных элементов (единиц);
  • наличие устойчивых взаимосвязей и отношений между ними.

Приравнивание системы к простой сумме её элементов является ошибочным. Система отличается внутренним порядком, который организует системные элементы воедино. Эта организация оказывается возможным благодаря развитым связям и отношениям между ними.

Определение 1

Таким образом, языковая система является организационно иерархическим целым, функционирование которого направлено на конкретные цели (для языка – осуществление коммуникации).

Составляющие языковой системы

Составляющие языковой системы могут группироваться различными способами.

Первичным элементом системы языка выступают языковые единицы, которые представляют собой постоянно и устойчиво существующие элементы. Они отличаются по своим назначениям, строениям и местам в языковой системе.

В зависимости от назначения выделяют номинативные (слова), коммуникативные (предложения) и строевые (фонемы и морфемы для слов, формы слов и словосочетаний для предложений) единицы языка.

Место языковой единицы в системе определяется её принадлежностью к определённой категории и ярусу языка.

Категория языка представляет собой объединённые общим языком группы однородных языковых единиц. В свою очередь категории, отличающиеся однотипностью, объединяются в ярусы языка.

Готовые работы на аналогичную тему

Языковые единицы, категории и ярусы взаимодействуют между собой посредством языковых отношений. Как правило, они подразделяются на синтагматические и парадигматические отношения. Наличие этих отношений выделил швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр, который первый подошёл к изучению языка с системной точки зрения.

Синтагматические отношения (произошло от греческого слова «sýntagma», который переводится как «вместе построенное, соединённое») являются основой для построения из отдельных языковых единиц по смыслу целостных и единых морфем, слов, словосочетаний, предложений и текстов. Они являются интонационно-смысловыми единицами, которые в данной ситуации выражают конкретное значение.

Парадигматические отношения (произошло от греческого слова «paradeigma», который переводится как «пример, образец») возникают при объединении языковых единиц в группы, разряды, категории. Поэтому эти отношения ещё называются ассоциативными. Примерами таких объединений являются система согласных, система спряжения, синонимический и антонимический ряды. Эти системы также называются парадигмами.

Ярусы языковой системы

Языковая система может быть представлена в виде следующих ярусов:

  • фонетического;
  • грамматического;
  • лексического.

На фонетическом ярусе (произошло от греческого слова «phone», которое переводится как «звук») изучается звуковой строй человеческого языка и функционирование звуков в речи. Это касается артикуляции, акустического аспекта, интонации, восприятия речи, фонетических изменений в слове и т.д.

Грамматический ярус (произошло от греческого слова «gramma», которое переводится как «письменный знак») состоит из морфологической, словообразовательной и синтаксической частей.

Морфологическая часть (произошло от греческих слов «morphe» и «logos», которые переводятся как «форма» «слово, учение» соответственно) занимается изучением морфем (корней и аффиксов) и составленных из них слов, в том числе, учение о частях речи (существительное, глагол, прилагательное и др.) и грамматических формах (падежей, чисел, родов). Кроме того, изучается выражение грамматических значений посредством изменения морфем в словах (в первую очередь, окончаний).

Словообразовательная часть представляет собой учение о словообразовании. Оно включает суффиксальный, приставочный, смешанный (приставочно-суффиксальный) способы образования слов, а также соединение двух слов в одно.

Синтаксическая часть (произошло от греческого слова «syntaxis», который переводится как «построение, порядок») предназначена для изучения словосочетаний и предложений. Особое внимание уделяется их структуре, а также их согласование в единый текст.

Лексический ярус (произошёл от греческого слова «lexikos», который переводится как «словесный, словарный») представлен совокупностью слов всего языка. На этом уровне выделяются учения о функциональных стилях, о социальных и территориальных диалектах, о фразеологизмах, историзмах, профессионализмах, жаргонизмах, вопросы изменения словарного состава языка (пополнения за счет новых словообразований и сокращения за счет устаревших слов) и др.

Деривационные отношения в языке

Иерархическую структуру языка определяют существующие в нём деривационные отношения (произошло от латинского слова «derivatio», которое переводится как «отведение, отклонение»). Впервые они были выявлены для целей лингвистического анализа польским учёным ХХ века Еже Куриловичем. Деривационные отношения характеризуют процессы образования новых слов на основе уже существующих. Получившиеся слова называются «дериватами».

Дериваты могут существовать как в изменённом по отношению к исходной форме, так и в изначальном виде. Но семантически они меняются в любом случае. Хотя синтаксически может наблюдаться изменение грамматической формы без изменения значения. Таким образом, выделяют словообразовательный, лексический и синтаксический виды деривации.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Александровна Лисовская

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис