Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Лексема в языкознании

Содержание статьи

Системность в исследовании лексемы

Определение 1

Лексема в языкознании – это место слова как абстрактной единицы с точки зрения составляющих морфем.

При рассмотрении лексемы в языкознании, необходимо обратиться к доминирующему в современных условиях понятию системности, заложенному ещё Ф. де Соссюром сквозь призму которого можно подробно изучить единицы различных уровней языка.

Лексемы и их значения как органические составные части языка можно рассматривать как систему взаимосвязанных элементов, обусловленных действием интралингвистических и экстралингвистических факторов, а то, что лексика является системой, свидетельствует ряд неоспоримых фактов:

  • существование толковых одноязычных словарей, то есть объяснение значений одного слова другими словами того же языка;
  • возможность описания словарного состава языка с помощью небольшого количества употребляемых семантически ключевых слов.
Замечание 1

Соответственно, системный подход к исследованию языковых явлений реализуется на всех уровнях, в том числе и на лексико-семантическом.

Таким образом, в процессе исследования языка, лексему надо изучать во взаимосвязи с другими лексемами, синонимичными к ней и, главное, с принадлежащими к одному и тому же кругу представлений. Слова каждого языка образуют систему и изменения их значений вполне понятны только внутри такой системы, а лексику необходимо исследовать как систему. Это даст возможность описать ее состав, выделить в ней существенное и характерное в соответствии с внутренними связями между элементами текста.

Стоит отметить, что слова и их значения объединяются, независимо от сознания человека в различные группы, причем основой для группировки служит сходство или прямая противоположность главного значения.

Познание свойств лексемы с системной точки зрения, путем изучения её составных частей – это актуальный и эффективный метод исследования в лингвистике. Лексическая система языка имеет сложную организацию. В системе языка лексические единицы объединены парадигматическими связями и в процессе речевого развертывания акта коммуникации между ними возникают синтагматические связи. Следовательно, вряд ли можно описать лексическую систему полностью, скорее можно смоделировать её отдельные участки:

Готовые работы на аналогичную тему

  • исключительно парадигматические;
  • исключительно синтагматические связи.

Понятие системы в лексике тесно сопряжено с теорией семантического поля, в основе которой лежит мысль о взаимосвязи слов, имеющих семасиологичную общность. Для проявления системных отношений в лексике большую роль играет контекст, в котором система смысловых отношений между лексическими единицами определяется значением слов, входящих в него.

Семантический состав лексемы или её семантика является значением слова, его языковым оборотом и грамматической формой, а потому различные аспекты исследования анализируют отношения языковых единиц, а также различные предметы, процессы. Данные исследования включают такие аспекты:

  1. семантический;
  2. семасиологический;
  3. прагматический.

Помимо этого, лексические связи делятся на внутренние – элементы взаимодействуют внутри группировок, и внешние – элементы той или иной группировки взаимодействуют с элементами других.

Для системного изучения лексемы в языкознании учеными используется метод оппозиций. Принцип оппозиции важен тем, что ни одна единица не имеет лингвистической значимости сама по себе, а только в противопоставлении с другими единицами системы.

Замечание 2

Под словесной оппозицией понимают пару лексических единиц, схожих по тем или иным компонентам и одновременно отличных в той или иной мере.

Факторы отражения картины мира в лексемах

Описание и трактовка лексических единиц предполагает раскрытие внутренних связей между словами. Прежде всего, это проявление системы смысловых отношений между словами.

В современной лингвистике определяющим фактором отнесения слова к тому или иному разряду является его значение: номинативное, денотативное, сигнификативное, его прагматический аспект и синтагматика, а также эмоционально-экспрессивная окраска.

Непрерывный процесс пополнения словарного состава языка обусловлен на данном этапе внутренними и внешними изменениями. Формирование картины мира формируется постоянно в процессах контакта людей с окружающей средой, другими членами социума, в процессе собственного мировосприятия и практической деятельности и тому подобное. Все эти факторы характерны для особенностей духовного развития личности.

Картина мира может существенно отражаться в языке, культуре, в различных социокультурных стереотипах поведения людей, а также в политике. Источниками пополнения словарного запаса языка могут служить заимствования из других языков, если появляется новое понятие, или изменения в значении уже существующего слова из-за возникновения дополнительного значения. Его еще называют качественным.

Качественное пополнение словарного состава происходит за счет изменения семантической структуры слова. Например, с помощью генерализации или специализации, метафоры и метонимии, деградации и т. п. В рамках современной лингвистики учёным следует обратить внимание также на многочисленные внутренние заимствования из сленга и отдельных социодиалектов.

Язык постоянно развивается. Одним из важнейших условий для его продуктивного развития является бурный поток новых слов. Процесс познания мира, появление новых понятий, изменения в общественной жизни, прогресс в науке и технике происходит ежедневно. Это требует от языка обеспечить говорящих необходимым количеством новых лексических единиц.

Замечание 3

Ежегодно в русском языке появляется большое количество новых слов, это побуждает исследователей фиксировать их и исследовать их употребление в активной общественной речи.

Такие вопросы как появление новых слов, принципы их образования, классификации и функционирования беспокоят языковедов уже не первое десятилетие. К сожалению, на данный момент теория неологии еще не сформировалась в отдельную отрасль лексикологии. В связи с этим перед языковедами стоит задача не только замечать новые слова, но и исследовать их качества, специфику создания и функционирования.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Мария Сергеевна Афанасьева

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис