Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Парадигма в языкознании

Общая характеристика парадигмы в языкознании

Определение 1

Парадигма – это упорядоченная совокупность слов, которые принадлежат одной лексеме, но имеют разные грамматические значения.

Термин «парадигма» произошёл от греческого слова «παράδειγμα», которое переводится как «пример, образец, модель».

Впервые термин «парадигма» был использован швейцарским лингвистом конца XIX – начала XX веков Фердинандом де Соссюром для обозначения класса элементов, которые характеризовались одними и теми же свойствами.

Парадигма в языкознании оформляется в виде таблиц, которые позволяют продемонстрировать изменение грамматического значения (падежей, чисел, родов и так далее) для конкретного класса лексем (то есть разных форм одного слова без изменения его значения).

В качестве примера можно привести парадигму русского склонения слова «голова» по падежам:

  • именительный падеж (кто? что?) – голова;
  • родительный падеж (кого? чего?) – головы;
  • дательный падеж (кому? чему?) – голове;
  • винительный падеж (кого? что?) – голову;
  • творительный падеж (кем? чем?) – головой;
  • падежный падеж (о ком? о чём?) – о голове.

В европейских языках также используют парадигмы. Например, в английском языке можно проспрягать неправильные глаголы по формам:

  • инфинитив – go;
  • глагол простого прошедшего времени – went;
  • причастие прошедшего времени – gone.

Если языковые единицы рассматривают как систему, составленную из взаимосвязанных отношениями сопоставления и противопоставления элементов, то в этом случае имеет место парадигматика.

Замечание 1

По мнению некоторых лингвистов, занимающихся морфологическими теориями, парадигмы являются центральным понятием морфологии, а сегментация слова на отдельные морфемы является вопросом факультативного значения.

Готовые работы на аналогичную тему

Разновидности парадигм в языкознании

В языкознании выделяют четыре вида парадигм:

  • морфологическая парадигма;
  • лексическая парадигма;
  • словообразовательная парадигма;
  • синтаксическая парадигма.

Морфологическая парадигма (ещё иногда её называют «грамматической») представляет собой систему слов, образованных от одной основы (корня) посредством изменения его грамматических значений. Приведённое выше слово «голова», которое было просклонено по падежам, является примером морфологической парадигмы.

Лексическая парадигма объединяет слова, которые семантически противопоставлены друг другу (антонимы, синонимы, паронимы, омонимы, группы, семантические поля и так далее) (например, свой-чужой, дом-здание).

Словообразовательная парадигма является совокупностью слов, производных от одной основы (дериваты), но с различными семантическими и грамматическими значениями (например, от слова «опыт» могут быть образованы четыре деривата: опытник, опытный, безопытный, подопытный).

Синтаксическая парадигма представляет собой систему предложений, составленных из одних и тех же слов, но различающихся по грамматическому значению. Традиционно синтаксическую парадигму считают восьмичленной: из трёх форм синтаксического индикатива (настоящего, будущего, прошлого) и пяти форм синтаксических ирреальных наклонений (побудительного, сослагательного, желательного, условного, долженствовательного).

Научные парадигмы языкознания

Помимо определения парадигмы, рассмотренного выше и относящегося только к вопросам языкознания, существует общепризнанное определение этого термина, распространяющееся на все научные дисциплины.

В этом смысле слова парадигма представляет собой систему научных представлений, теорем, принципов и так далее, которая признаётся научным сообществом в качестве господствующей основы конкретной науки (или группы науки).

Эта основа сформировалась из текущих научных достижений, для научных исследований она предоставляет инструменты, задаёт главные направления, моделирует изучаемую проблему и позволяет вырабатывать её решения.

В языкознании как научной дисциплины также господствовало несколько научных парадигм, которые в процессе исторического развития несколько раз сменялись (данный процесс называется научной революцией). В целом лингвисты выделяют следующие научные парадигмы, существовавшие в языкознании:

  • протолингвистическая;
  • сравнительно-историческая;
  • младограмматическая;
  • системно-структурная;
  • современная.

Протолингвистика была характерна для периодов Античности и Средневековья. В то время языкознание было не самостоятельной научной дисциплиной, а только одним из направлений философии. Тогда только предпринимались попытки теоретически описать язык с помощью методов, выработанных философией.

Сравнительно-историческая парадигма господствовала в языкознании с конца XVIII до середины XIX веков. Она базировалась на преимущественном использовании лингвистами сравнительно-исторического метода, который позволял изучить язык и его развитие в пространственном и временном сравнении с другими. Несмотря на то, что сравнительно-историческая парадигма сменилась младограмматизмом, описанный метод остаётся одним из основных в современном языкознании.

Младограмматизм являлся фундаментом языкознания до начала ХХ века включительно. В этот период времени основными методами исследования языка были непосредственное наблюдение и индуктивный метод. Акцент внимания лингвистов был перенесён на психологический аспект языка, поэтому особо изучалась речевая деятельность человека.

С 1920-х годов под влиянием идей Фердинанда де Соссюра активно начала складываться системно-структурная парадигма. Её отличительной чертой была направленность исследовательской деятельности на языковые системы, особенности их структурных единиц и уровней, а также сходства и различия в организации систем разных языков.

Парадигма современного языкознания характеризуется:

  • сохранением системно-структурного понимания языка;
  • развитием генеративного направления языкознания, которое, в первую очередь, пытается объяснить быстрое усвоение детьми родного языка;
  • антропоцентризмом, то есть обращением внимания при исследовании языка на фактор человека.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ушенко

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис