Методика орфографии, её цели и принципы
Методика орфографии представляет собой частнометодическую дисциплину, занимающуюся вопросами формирования и развития у учащихся орфографических умений и их автоматизации.
Орфографические умения включают:
- Применение орфографических правил на практике.
- Умение писать слова, чьё написание не подчиняется правилам (словарные слова).
- Навыки использования орфографических словарей для контроля и самоконтроля написания.
- Опознавать орфограммы, различать их, обосновывать выбор написания.
Центральное понятие методики орфографии — орфограмма. Под ней понимается набор признаков, условий, которые определяют выбор верного написания. Проще говоря, орфограмма — эта «слабая» орфографическая позиция в слове, как бы сигнализирующая о возможности допустить ошибку.
Целью обучения орфографии является орфографическая грамотность, то есть умение использовать соответствующие графические знаки и небуквенные элементы (дефис) для корректного отображения звучащей речи на письме.
В методике выделяют абсолютную и относительную грамотность. Абсолютная грамотность предполагает знание всех правил, а также словарных слов и умение применять эти знания на практике. В ходе обучения в школе она недостижима. Относительная грамотность связана со знанием ограниченного числа основных правил и умением их применять, а также навыками правописания определённого процента словарных слов, достаточного для эффективной коммуникации.
Принципы методики обучения орфографии подразделяются на общедидактические и специальные. К наиболее общим основам обучения орфографии можно отнести:
- Принцип наглядности предполагает изучение орфографических правил с опорой на схемы, таблицы, конкретные примеры, контекст.
- Принцип систематичности и последовательности связан с изучением орфографических тем от наиболее простых к сложным, а также ориентацией на выделение орфограмм в значимых частях слов (правописание приставок, корней, суффиксов и окончаний).
- Принцип доступности предписывает отбирать материал, словарные слова, а также формулировки правил, соответствующие возрастным и психологическим особенностям учеников.
К специальным принципам относятся те, которые отражают лингвистические закономерности обучения орфографии:
- Принцип сопутствующего изучения орфографии и других разделов языка: фонетики, морфемики, морфологии.
- Принцип ориентации на опознавательные признаки орфограммы, то есть те условия, которые определяют выбор правильного написания.
- Принцип учёта звукового строения слова и происходящих в нём фонетических изменений.
- Принцип опоры на единообразное написания морфем.
- Принцип учёта семантики слова, его морфологических характеристик, а также более широкого контекста.
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе
Содержанием словарно-орфографической работы выступают:
- Орфографические знания, которые включают орфографические понятия (орфограмма, её опознавательные признаки) и орфографические факты, то есть те лексемы, написание которых не регулируются правилами (словарные слова).
- Орфографические правила — алгоритмы или инструкции, включающие перечень условий выбора нужного варианта написания или запрета ненормативного написания.
- Орфографические умения и навыки связаны с опознанием орфограмм, их обоснованием, применением изученных правил на письме и коррекцией ошибок.
Виды словарно-орфографической работы в начальной школе многообразны и зависят как от типа изучаемой орфограммы, так и от задач урока (изучение нового правила, отработка орфографических навыков, контроль, коррекция). К основным видам упражнений можно отнести:
- Списывание текста направлено на объяснение указанного варианта написания (неосложненное) или на выбор орфограммы и обозначение условий этого выбора (осложнённое списывание с пропуском орфограмм).
- Обучающий диктант, который может быть выборочным (например, записываются только слова с изучаемой орфограммой), предупредительным (учитель выписывает на доске и объясняет слова, в которых можно допустить ошибку), комментированным (обоснование написания в процессе записи), объяснительным (нахождение и корректировка неверного написания).
- Графический диктант (обозначается только выбранная буква или слитное/раздельное написание), зрительный диктант (ученики видят изображение предмета / явления и записывают слово, его обозначающее).
- Работа с орфографическим словарём (поиск и проверка слов, составление собственных орфографических словарей).
- Письмо по памяти (обычно используются рифмованные тексты).
- Тесты.
- Нестандартные упражнения игрового характера: ребусы, кроссворды, загадки на материале словарных слов или слов с трудным написанием.
- Неспецифические упражнения: подбор однокоренных слов, составление слов по опорным схемам для выявления тождества / различия их значимых частей, сравнения их написания.
Важной составляющей орфографической работы является соблюдение единого орфографического режима в начальной школе, то есть требований к ведению предметной тетради, оформлению записей, буквенных и цифровых обозначений, сокращений, соблюдение отступов, разметки, красной строки, правил обозначения изучаемых орфограмм.
Словарно-орфографическая работа должна включать также работу над ошибками как обязательный элемент повторительно-обобщающих уроков и уроков работы над ошибками. Учителю необходимо вести постоянный учёт допущенных недочётов, классифицировать их и правильно организовывать групповую и индивидуальную работу по их исправлению.
Словарно-орфографическая работа в начальной школе является важной предпосылкой формирования орфографической зоркости, навыков самоконтроля при письме и закладывает основы дальнейшего обучения орфографии в основной школе.