Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

«Грамматическая аптечка» М. Ганькиной в преподавании русского языка

«Грамматическая аптечка» М. Ганькиной в преподавании русского языка

Учитель русского языка постоянно находится в поиске и изучении методов развития языковых компетенций и повышения грамотности учеников. Поэтому особую роль в деятельности учителя играет самообразование, изучение методической литературы и позитивного опыта коллег. Многие учителя-словесники используют приемы повышения грамотности, предложенные М. В. Ганькиной в методическом пособии «Грамматическая аптечка».

Методы работы с языковыми явлениями, использованные М. Ганькиной, применялись в начальной школе, однако их дидактический потенциал позволяет внедрять их в работу с детьми старшей возрастной группы, поскольку они имеют универсальный характер.

Книга, написанная М. Ганькиной, называется «Грамматической аптечкой» неслучайно, потому что многие приемы развития орфографической грамотности основаны на развитии грамматических навыков: умения анализировать морфемный состав слова, определять частеречную принадлежность лексемы или ее грамматические признаки.

Рассмотрим приемы развития орфографических умений и навыков, предложенные М. Ганькиной. Условно педагог выделяет шесть типов упражнений, которые помогут ученику преодолеть сложности в правописании. Все упражнения и приемы носят игровой характер, поэтому вызывают у детей интерес и мотивируют к работе на уроке.

Методические приемы «Грамматической аптечки» М. Ганькиной

Первый тип упражнений – составление «корняриев». Слово «корнярий» окказионализм, придуманный М. Ганькиной по аналогии со словом «гербарий». Как справедливо считает автор, повторяющиеся стойкие ошибки в написании слов (особенно в написании безударных гласных) вызваны тем, что у учеников слабо развиты умения и навыки анализа морфемной структуры слова. Преодолеть эти проблемы поможет работа по составлению «дерева» однокоренных слов, то есть «корнярия». Например, для корня «мер-» дети составляют «корнярий», включающий слова: измерять, измерительный, примерять (платье), замерить (длину) и проч. Это позволяет отличать слова данной группы со специфической семантикой (общая сема – «измерение длины») от слов с корнем «–мир-»: примирить врагов, помирился с другом, примирение неприятелей и проч. «Корнярии» дополняются иллюстрациями по желанию учеников.

««Грамматическая аптечка» М. Ганькиной в преподавании русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В дальнейшем «корневые словарики» используются на уроке для взаимного опроса, проведения блиц-диктантов, анализа морфемной структуры слова и других заданий.

Следующий тип игрового упражнения – «штопка текста». Так М. Ганькина называет работу с деформированным текстом, который традиционно используется на уроках русского языка. Специфика такого текста состоит в наличии пропусков орфограмм. Эти лакуны автор называет «дырками». Задача ученика – вставить пропущенные буквы, то есть «заштопать» текст. Преимущества этого упражнения состоят в том, что текст для «штопки» могут приготовить сами ученики в процессе выполнения домашнего задания. Это проверяет, насколько хорошо ученик усвоил орфограммы (качество лакун- «дырок»), а также позволяет вовлечь в работу по совершенствованию орфографических навыков всех учеников. К «продырявленному» тексту прилагается оригинал для последующей самопроверки. На уроке ученики обмениваются заранее приготовленными текстами, после чего происходит заполнение пропусков и проверка.

Организация работы над ошибками по методике М. Ганькиной происходит с помощью «орфографической проработки». Для этого учитель совместно с учениками составляет список орфограмм, в котором каждая из них получает свой номер. При проверке тетради рядом со знаком орфографической ошибки («черточка»), выставляется номер орфограммы. Задача ученика при работе над ошибками – повторить орфограмму (вспомнить правило), записать несколько слов с данной орфограммой, составить с ними словосочетания или предложения. Дополнительное задание к этому приему – составить «дырявый» текст, в котором рядом с каждой лакуной проставляется номер орфограммы. Делается это, во-первых, для развития умения опознавать орфограмму в слове, а во-вторых, для облегчения работы по «штопке» текста.

Для работы над словарными словами М. Ганькина предлагает метод орфографической «таблицы умножения». Суть его состоит в визуализации словарных слов, которые размещаются в классе для наблюдения и заучивания. В конце недели (или темы) учитель снимает листы со словами и проводит словарный диктант, по результатам которого оценивается, какие слова еще необходимо оставить для запоминания, а какие можно убрать.

Прием «Одиночное плаванье» является вариантом проведения словарного диктанта: учитель делит класс на два варианта – «правый» и «левый борта» - и раздает детям «паруса» - треугольники бумаги. На «парусах» дети пишут слова под диктовку, потом диктант проверяется. На месте ошибок учитель делает «дырку», которую ученик дома «штопает»: проводит работу над ошибками.

Наконец, шестой прием – «многоразовая» тетрадь. М. Ганькина называет ее «клеенкой». Это лист бумаги с напечатанным на нем деформированным текстом (словами с пропусками), помещенный в пластиковый файл. Ученик работает с таким листом ручкой с водостойкими чернилами. После проверки и проработки написанное стирается с помощью салфетки или ватки, и «многоразовый» лист снова готов к использованию. Несколько листов, скрепленных вместе, образуют целю тетрадь для отработки орфографических навыков.

Указанные приемы, используемые на уроках русского языка, способствуют развитию орфографической зоркости, повышению грамотности, помогают сформировать интерес к изучению родного языка.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot