Цели, задачи и основные принципы изучения глагола в начальной школе
Цель изучения глагола в начальной школе – получение первоначальных представлений о данной части речи, её грамматических признаках и развитие умений правильно употреблять глагольную лексику в речи.
Данная цель конкретизируется в ряде задач:
- Выработка умений опознавать глагол среди других слов и характеризовать его признаки.
- Формирование правописных умений, в частности, умения писать безударные личные окончания, -ться / -тся.
- Развитие морфолого-грамматических и коммуникативных умений (образовывать нормативные формы времён, уместно употреблять глаголы в речи).
Принципы изучения глагола в начальной школе:
- Последовательность, то есть обучение выстраивается на основе наблюдения над конкретным лексическим материалом с постепенным выделением общих признаков слов данной группы и их конкретизацией.
- Морфолого-синтаксический принцип предполагает изучение части речи в контексте выполняемой ей синтаксической функции в предложении.
- Принцип изучения орфографических тем на базе грамматики: усвоение правописания глаголов осознаётся через овладения категориями спряжения, лица и числа, неопределённой формы.
- Коммуникативный принцип ориентирует на изучение роли глагола в построении предложения и текста, овладение возможностями глагольной синонимии, использования глагольной лексики для создания собственных высказываний.
Система работы над глаголами в начальных классах
Изучение глагола в начальной школе предполагает ряд этапов:
- Подготовительный этап охватывает период начального обучения грамоте. Основная задача данного этапа – накопление достаточной эмпирической базы в процессе наблюдения над глаголами в речи, в тексте и развитие умения постановки вопросов к глаголам. На данном этапе учащиеся знакомятся с разными семантическими классами глаголов: движения (летать, ходить, ползать, плавать), речи и мысли (говорить, думать), восприятия и состояния (чувствовать, хотеть, любить), деятельности (читать, мастерить, готовить) и проч. Наблюдения над конкретной глагольной лексикой сопровождается обязательным формированием умения задавать вопрос к конкретной словоформе: Птица (что делает?) летит. Лиса (что сделала?) убежала. Так у учащихся складывается представление о группе слов, которые обозначают действие объекта.
- Знакомство с глаголом как частью речи, его признаками происходит во втором классе. Важно, чтобы работа по формированию представления о глаголе как грамматическом классе слов, строилась по той же схеме, что и изучение других частей речи (существительных и прилагагетльных0, Учащиеся знакомятся с общим частеречным значением глагола (действие / состояние), конкретизируют вопросы, на которые эти слова отвечают, определяется выполняемая синтаксическая функция (сказуемое). Изучаются без введения терминов и морфологические признаки части речи (видовые и временные противопоставления).
- Изучение инфинитива, системы глагольных времён, правописания окончаний личных глаголов начинается в третьем классе. Знакомство с видом глагола особенно важно для обучения правильному образованию временных форм. Учащиеся должны понимать, что глаголы сов. в. не могут образовать настоящее время, а для глаголов несов. в. характерно только сложное будущее время (буду петь – несов. в., спою – сов. в.). Учащиеся уясняют понятие об инфинитиве как форме без признаков времени, лица и числа, учатся различать глаголы начальной формы с постфиксом –ся и глаголы настоящего времени 3-го лица: получиться – получится, надеяться – надеется и др. В это же время учащиеся знакомятся со спряжением как категорией глагольного словоизменения. Изучения спряжения идёт вкупе с формированием орфографических умений писать безударные личные окончания глаголов, развития орфографической зоркости. Знакомясь со спрягаемыми формами, ученики овладевают категорией лица и числа глаголов, учатся различать и употреблять их в речи.
- Закрепление и повторение изученного приходится на период обучения в четвёртом классе. Работа здесь организуется таким образом, что происходит комплексное повторение сведений о глаголе, развитие стилистических навыков их употребления в речи с учётом ситуации общения.
Виды заданий, используемых при изучении глагола
В работе по изучению глагола используются следующие задания:
- Поиск слов, отвечающих на вопрос «что делает?», «что сделает?».
- Разграничение глаголов и отглагольных существительных (типа «бежать» и «бег»).
- Подбор слов для заполнения пропусков в тексте.
- Подбор синонимических рядов к глаголу (поесть – подкрепиться – откушать – пообедать – полакомиться), наблюдение за их стилистической окраской и лексической сочетаемостью.
- Составление словосочетаний «глагол + существительное», наблюдение за особенностями глагольного управления.
- Образование глагола заданного времени от начальной формы.
- Упражнения на отработку правописных навыков (осложнённое списывание, диктант, выборочный диктант, графический диктант, тестирование).
- Морфологический анализ глагола.
- Составление предложений (текстов) с заданными глаголами.
- Творческие работы (изложения, сочинения), ориентирующие на использование определённой глагольной лексики.
- Проектная деятельность (составление лингвистического «портрета» слова, словаря одного слова, подготовка грамматических лэпбуков, папок, сообщение о происхождении глаголов).
Система работы над глаголом в начальной школе носит комплексный характер и подготавливает учащихся к дальнейшему усвоению морфологических особенностей данной части речи в основной школе.