Система подготовки к устной части ГИА по русскому языку
В комплексной работе по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе особое место занимает обучение приемам выполнения заданий устной части экзамена по русскому языку. В последнее время наблюдается тенденция к снижению качества устной речи обучающихся, в частности, это проявляется в многочисленных речевых недочетах, аграмматизмах, логических неточностях, приводящих к снижению балла за выполнение задания. Кроме этого, учащиеся испытывают трудности в выразительном чтении текстов, их пересказе, построении монологического высказывания, а также диалога с экзаменатором. Эти проблемы нуждаются в комплексном решении за счет реализации системного подхода к подготовке обучающихся к выполнению заданий устной части ГИА по русскому языку.
Структура экзаменационной работы включает несколько типов заданий, которые проверяют сформированность всех типов коммуникативных умений, лежащих в основе устной речевой деятельности:
- Чтение текста научно-популярной или общественной тематики.
- Пересказ содержания текста с последовательным воспроизведением его частей и включением дополнительного материала в виде высказывания (цитаты).
- Устный монолог в одном из функционально-смысловых типов речи с опорой на иллюстрацию (фотографию), историю из жизни или социально-значимую проблему (тему).
- Диалог с экзаменатором, в рамках которого экзаменуемый показывает умение поддерживать беседу, грамотно формулировать свою мысль, строить высказывание последовательно, с соблюдение законов логико-смысловой связи компонентов.
Эта система заданий отражает разные аспекты устной речи:
- Проверяет навыки развития подготовленной и неподготовленной устной речи.
- Оценивает навыки чтения, пересказа, монологической и диалогической речи.
- Проверяет уровень соблюдения норм устной коммуникации – от орфоэпических до лексико-грамматических и речевых.
- Оценивает общую коммуникативную культуру, эмоциональность и выразительность речи, богатство интонаций, оптимальный темп речи, обусловленный особенностями ситуации общения.
Методические аспекты организации подготовки учащихся к собеседованию формата ГИА
Чтобы помочь учащимся подготовиться к сдаче устной части экзамена, учитель-словесник организует на уроках комплексную работу по освоению и развитию разных речевых навыков. Для этого используются следующие приемы:
- Выразительное чтение текста, в том числе чтение по ролям, соревновательное чтение (конкурс чтецов), чтение с последующим оцениванием его качества по системе критериев.
- Прослушивание прочитанного текста в записи с оцениванием темпа и качества чтения.
- Знакомство с образцами художественно-чтецкого исполнения произведений, отрывков из стихотворений и прозы.
- Чтение текстов повышенного уровня орфоэпической сложности.
- Составление плана текста, понятийного кластера, схемы текста.
- Пересказ текста по плану или ключевым словам.
- Пересказ с изменением лица или включением дополнительных сведений в текст.
- Введение в текст пересказа цитат, высказываний классиков, общественных деятелей.
- Составление монологического высказывания по образцу.
- Описание фотографий, картин, иллюстраций с использованием речевых клише.
- Сторителлинг, придумывание и рассказывание историй на заданную или свободную тему.
- Публичные подготовленные выступление на уроке.
- Организация диалогов в парах, группах.
- Использование учебных дискуссий, диспутов на различные темы.
Данные приемы способствуют развитию навыков устной коммуникации, совершенствованию монологической и диалогической речи учащихся. При этом учащиеся получают необходимый комплекс сведений, которые необходимы для успешного выполнения экзаменационной работы. Для облегчения подготовки к устной части экзамена учитель может использовать в работе речевые клише, применяемые при составлении монологического ответа, а также введении цитаты в текст пересказа. Данные клише предлагаются учащимся для ознакомления и заучивания, чтобы на экзамене они были воспроизведены автоматически. Это поможет обеспечить правильно и логичность речи, избежать речевых неточностей, являющихся частой причиной снятия баллов.
Кроме этого, используются и речевые упражнения, направленные на развитие грамматических навыков:
- Задания на склонение разных типов числительных.
- Упражнения, содержащие нормы склонения некоторых собственных имен (фамилий, географических названий).
- Задания на речевое конструирование.
- Упражнения на употребление в речи синонимических грамматических конструкций.
- Задания на исправление грамматических и речевых ошибок и проч. Таким образом, система работы по подготовке к устной части экзамена формирует умения и навыки устной коммуникации, необходимые для успешной сдачи экзамена.