Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система подготовки к устной части ГИА по русскому языку

Система подготовки к устной части ГИА по русскому языку

В комплексной работе по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе особое место занимает обучение приемам выполнения заданий устной части экзамена по русскому языку. В последнее время наблюдается тенденция к снижению качества устной речи обучающихся, в частности, это проявляется в многочисленных речевых недочетах, аграмматизмах, логических неточностях, приводящих к снижению балла за выполнение задания. Кроме этого, учащиеся испытывают трудности в выразительном чтении текстов, их пересказе, построении монологического высказывания, а также диалога с экзаменатором. Эти проблемы нуждаются в комплексном решении за счет реализации системного подхода к подготовке обучающихся к выполнению заданий устной части ГИА по русскому языку.

Структура экзаменационной работы включает несколько типов заданий, которые проверяют сформированность всех типов коммуникативных умений, лежащих в основе устной речевой деятельности:

  1. Чтение текста научно-популярной или общественной тематики.
  2. Пересказ содержания текста с последовательным воспроизведением его частей и включением дополнительного материала в виде высказывания (цитаты).
  3. Устный монолог в одном из функционально-смысловых типов речи с опорой на иллюстрацию (фотографию), историю из жизни или социально-значимую проблему (тему).
  4. Диалог с экзаменатором, в рамках которого экзаменуемый показывает умение поддерживать беседу, грамотно формулировать свою мысль, строить высказывание последовательно, с соблюдение законов логико-смысловой связи компонентов.

Эта система заданий отражает разные аспекты устной речи:

  1. Проверяет навыки развития подготовленной и неподготовленной устной речи.
  2. Оценивает навыки чтения, пересказа, монологической и диалогической речи.
  3. Проверяет уровень соблюдения норм устной коммуникации – от орфоэпических до лексико-грамматических и речевых.
  4. Оценивает общую коммуникативную культуру, эмоциональность и выразительность речи, богатство интонаций, оптимальный темп речи, обусловленный особенностями ситуации общения.
«Система подготовки к устной части ГИА по русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методические аспекты организации подготовки учащихся к собеседованию формата ГИА

Чтобы помочь учащимся подготовиться к сдаче устной части экзамена, учитель-словесник организует на уроках комплексную работу по освоению и развитию разных речевых навыков. Для этого используются следующие приемы:

  1. Выразительное чтение текста, в том числе чтение по ролям, соревновательное чтение (конкурс чтецов), чтение с последующим оцениванием его качества по системе критериев.
  2. Прослушивание прочитанного текста в записи с оцениванием темпа и качества чтения.
  3. Знакомство с образцами художественно-чтецкого исполнения произведений, отрывков из стихотворений и прозы.
  4. Чтение текстов повышенного уровня орфоэпической сложности.
  5. Составление плана текста, понятийного кластера, схемы текста.
  6. Пересказ текста по плану или ключевым словам.
  7. Пересказ с изменением лица или включением дополнительных сведений в текст.
  8. Введение в текст пересказа цитат, высказываний классиков, общественных деятелей.
  9. Составление монологического высказывания по образцу.
  10. Описание фотографий, картин, иллюстраций с использованием речевых клише.
  11. Сторителлинг, придумывание и рассказывание историй на заданную или свободную тему.
  12. Публичные подготовленные выступление на уроке.
  13. Организация диалогов в парах, группах.
  14. Использование учебных дискуссий, диспутов на различные темы.

Данные приемы способствуют развитию навыков устной коммуникации, совершенствованию монологической и диалогической речи учащихся. При этом учащиеся получают необходимый комплекс сведений, которые необходимы для успешного выполнения экзаменационной работы. Для облегчения подготовки к устной части экзамена учитель может использовать в работе речевые клише, применяемые при составлении монологического ответа, а также введении цитаты в текст пересказа. Данные клише предлагаются учащимся для ознакомления и заучивания, чтобы на экзамене они были воспроизведены автоматически. Это поможет обеспечить правильно и логичность речи, избежать речевых неточностей, являющихся частой причиной снятия баллов.

Кроме этого, используются и речевые упражнения, направленные на развитие грамматических навыков:

  1. Задания на склонение разных типов числительных.
  2. Упражнения, содержащие нормы склонения некоторых собственных имен (фамилий, географических названий).
  3. Задания на речевое конструирование.
  4. Упражнения на употребление в речи синонимических грамматических конструкций.
  5. Задания на исправление грамматических и речевых ошибок и проч. Таким образом, система работы по подготовке к устной части экзамена формирует умения и навыки устной коммуникации, необходимые для успешной сдачи экзамена.
Дата последнего обновления статьи: 22.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot