Общая характеристика журнальных заголовков
Заголовок журнала (шире – текста СМИ) является первоэлементом публицистического произведения, даёт адресату представление о содержании публикуемого материала, а также отражает основную мысль текста. Кроме этого, заголовок статьи или публикации является важным компонентом его структуры, оказывая влияние на его строение, содержание и воздействие, оказываемое на читателя. Эта функция заголовка в лингвистике определяется как текстообразующая и заключается в способности заголовка организовывать текст как единство формы и содержания.
Основные функции заголовка журнальной публикации определяются его ролью как текстообразующего элемента и включают:
- Функцию привлечения внимание адресата к публикации, а также ориентировочную функцию.
- Функцию первичного информирования о содержании материала, представленного в статье.
- Функцию актуализации фоновых знаний читателя, апелляции к его опыту.
Помимо того, заголдовок:
- Способствует «предугадыванию» смысла текста, формируя читательские установки относительно его восприятия и понимания.
- Формирует отношение адресата к материалу.
- Создаёт необходимый интерес, интригу, вовлекая адресата в речевую или смысловую игру.
- Способствует установлению виртуальной коммуникации между автором журнальной статьи и её читателем.
Таким образом, основная роль заголовка журнальной статьи заключается в регуляции читательской деятельности в аспекте восприятия и понимания публикуемого материала. Основными функциями журнального заголовка определяются и его синтаксическая структура, и содержание, и лексические средства выражения этого содержания.
Анализ журнальных заголовков позволяет выявить основные проблемы в их изучении:
- Вопрос о синтаксическом статусе журнального заголовка. Некоторые лингвисты считают, что заголовки являются предложениями (повествовательными или вопросительными по цели высказывания). Противоположная точка зрения представлена в трудах А.А. Шахматова, который отказывал заголовкам в синтаксическом статусе, исключая их из сферы предложений. Как особое образование, отличное от обычных предложений, выполняющих в основном коммуникативную функцию, рассматривал заголовки журнальных и газетных публикаций В.В. Виноградов.
- Проблема определения коммуникативной функции заголовка. Заголовок, помимо функции ориентирования читателя и регулирования его восприятия, выполняет также номинативную функцию, сигнализируя о содержании материала.
- Вопрос о принципах и типах классификации заголовков. Очевидно, что руководствоваться только одними формальными критериями при построении типологии нельзя, поэтому исследователи рассматривают разные основания для выделения видов заглавий (функциональная роль, семантика, прагматика высказывания). В соответствии с этим можно говорить об ориентировочно-информационных заголовках, информационных и оценочных, которые представляют собой комментарии к предлагаемому содержанию.
- Проблема национальной специфики заголовков, их зависимости от целевой аудитории, типа издания, журналистского менталитета и проч.
Синтаксические особенности заголовков современных журналов
Синтаксические особенности заголовков журнальных статей определяются их прагматической установкой и стилем.
В заглавиях журнальных публикаций используются следующие типы синтаксических структур:
- Повествовательное предложение, передающее в сжатом, концентрированном виде тему публикации: Как и почему селфи провоцирует появление морщин. Мать победителя «Голос. Дети» рассказала, почему он пропал с телевидения (портал «Woman.ru»).
- Вопросительное предложение, призванное привлечь внимание адресата к информации: Как понять, что у вас могут быть тромбы? Как по состоянию кожи определить заражение ковидом? (портал «Woman.ru»).
- Двучленные заголовки, построенные по типу бессоюзных сложных предложений, где первая часть представлена номинативным предложением, а вторая раскрывает и (или) поясняет содержание первой: Лимонно-медовая диета на 2 дня: пейте и становитесь стройными! Омега-3 и омега-6: жиры между жизнью и смертью. Что принять при первых признаках простуды: советы и рекомендации, которые помогут не заболеть (портал «Woman.ru»).
- Заголовки-цитаты: «Не помню, когда в последний раз чувствовала себя счастливой»: матери рассказали, почему тайно ненавидят своих детей. «Хлопай ресницами и взлетай»: 7 тушей, ставших настоящими бестселлерами (портал «Woman.ru»).
- Заголовки, построенные по типу двусоставных предложений-дефиниций: Щелочная диета – это не кисло! Диета Аткинса — самая-самая эффективная и опасная (портал «Woman.ru»).
- Заголовки, трансформирующие фразеологические обороты и паремии: Грош цена: 14 бюджетных бьюти-средств, которыми пользуются знаменитости. Незаменимых нет! Как использовать вазелин в повседневной бьюти-рутине. Не потерять лицо: как определиться с оттенком косметики для бровей. Как правильно питаться зимой: и рыбку съесть, и в шубку влезть. Не в своей тарелке: эксперты анализируют плюсы и минусы самых популярных диет (портал «Woman.ru»).
- Альтернативные заголовки-вопросы, в которых используются разделительный союз «или»: Жесткая диета: шанс похудеть или удар по здоровью? Пищевая зависимость — болезнь или привычка? Сыроедение: кратковременная диета или система питания на всю жизнь? (портал «Woman.ru»).
- Эллипсис: Чем перекусывать по типу фигуры: мезоморфам — йогурт, эндоморфам — ягоды (портал «Woman.ru»).
- Односоставные предложения с безличным сказуемым: Как похудеть за 10 дней: суровая диета Мадонны (портал «Woman.ru»).
Таким образом, с синтаксической точки зрения журнальные заголовки выступают как повествовательные и вопросительные предложения. Чаще всего используются номинативные структуры, а также двучленные конструкции по типу бессоюзных, неполные предложения и безличные структуры. Указанные черты журнальных заголовков свидетельствуют об их принадлежности к публицистическому стилю и его синтаксическим особенностям.