Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Актуальные проблемы изучения лексики при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Актуальные проблемы изучения лексики при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Экзаменационная работа по русскому языку предполагает проверку готовности ученика к использованию языковых норм в речи. При этом задания ориентируют выпускников на работу с разными языковыми нормами – от акцентологических до грамматических. Особое место среди языковых норм, владение которыми проверяет экзамен, занимают лексические нормы, связанные с употреблением слов в свойственном им значении, пониманием контекстуальной семантики, различением паронимов.

Задания Единого государственного экзамена по русскому языку проверяют навыки владения следующими аспектами лексической нормы:

  1. Умение определять лексическое значение многозначного слова, актуализируемое контекстом.
  2. Навыки семантического анализа.
  3. Умение различать паронимы, то есть те лексические единицы, которые восходят к одному корню, но отличаются спецификой значения и функционирования.
  4. Умение учитывать возможности лексической сочетаемости для избегания плеонастических сочетаний или тавтологии.
  5. Знание фразеологизмов, умение отличать их от свободных сочетаний и находить в контексте.
  6. Умение находить в речи антонимы (синонимы), в том числе языковые и контекстуальные.
  7. Умение выявлять лексические единицы, выполняющие в тексте художественно-изобразительные функции (то есть тропы).

В связи с довольно широким перечнем знаний и умений в области лексикологии, которые должен продемонстрировать выпускник, при подготовке к экзамену необходимо уделять особое внимание тем заданиям, которые связаны с актуальными проблемами изучения лексики.

Методы и формы работы с лексическим материалом ЕГЭ

Многие ученики при определении лексического значения слова в контексте сталкиваются с трудностями, связанными с неумением вычленить ведущую сему в составе значения многозначного слова и соотнести ее с речевым окружением лексической единицы. Для решения этой проблемы необходимо использовать следующие методические приемы:

  1. Толкование слова в контексте через подбор синонимов.
  2. Лингвистический эксперт, направленный на замену слова в контексте тем толкованием, которое приведено в задании.
  3. Составление словосочетаний (предложений) со словом в том значении, которое приведено в толковании.
  4. Работа со словарем и анализ всех значений слова с последующим составлением словосочетаний для определения семантики слова в каждом конкретном случае.
«Актуальные проблемы изучения лексики при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для формирования умений различать паронимы необходимо не только познакомить выпускников с их разновидностями и конкретными примерами, но и учить другим приемам выявления их лексического значения:

  1. Словообразовательный анализ паронимов: например, при различении слов «костный – костяной» значение имеет суффикс «-ян-» как показатель семантики материала (глина – глиняный, то есть «сделанный из глины», кость – костяной, буквально «изготовленный из кости»).
  2. Контекстный анализ паронимов, помогающий выявить особенности их употребления в разных речевых ситуациях: дождливый (день, месяц) – дождевой (червь, плащ).
  3. Лексико-семантический анализ паронимов: дипломат – сотрудник дипломатической миссии, дипломант – обладатель диплома конкурса.
  4. Лексико-грамматический анализ паронимов: одеть (кого, во что) в шубку ребенка – надеть (что?) очки, платье; различать (что?) запахи, цвета – отличать (что от чего?) собаку от кошки.

Развитию умений находить и исправлять лексические ошибки, приводящие к плеоназму или тавтологии, способствуют следующие приемы и виды работы:

  1. Лексический эксперимент по изъятию слова из контекста с оценкой семантики фразы.
  2. Подбор словосочетаний с примерами языковой избыточности и их исправление.
  3. Работа со словарем при анализе примеров плеоназма или тавтологии.
  4. Подбор синонимов для замены тавтологических сочетаний.

Для обогащения преставлений учеников о фразеологизмах необходимо:

  1. Вводить новые фразеологические обороты в речь, показывая примеры их употребления в текстах.
  2. Объяснять значение всех фразеологизмов, встречающихся в читаемых текстах.
  3. Анализировать структуру фразеологизмов (неделимых сочетаний) и свободных сочетаний (обладающих структурной свободой).
  4. Подбирать к фразеологизмам синонимичные слова (сочетания), которые могут заменить их в контексте.
  5. Работать с фразеологическим словарем на уроке, обогащая лексико-фразеологический запас.

Развитию умений находить тропы речи и определить их разновидности способствует все виды заданий, направленных на лингвистический анализ поэтического и прозаического текста:

  1. Поиск заданных тропов в тексте.
  2. Определение вида тропа, использованного в выделенном фрагменте.
  3. Классификация видов тропов, употребленных в отрывке.
  4. Подбор примеров, иллюстрирующих определенное средство изобразительности.

Перечисленные виды и формы работы с языковыми явлениями относятся к актуальным проблемам изучения лексики при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Поэтому учителю необходимо уделять внимание этим видам заданий на уроках для формирования у выпускников языковых навыков, необходимых для успешной сдачи экзамена.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot