Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация обучения разножанровой письменной речи на материале заданий интеллектуальных соревнований по русскому языку

Интеллектуальные соревнования в обучении русскому языку

Подходы к определению сформированности коммуникативных компетенций при бучении русскому языку, господствующие в современной методике, базируются на показателях практической реализации языковых умений в различных ситуациях общения, в том числе и в процессе учебных интеллектуальных соревнований.

Определение 1

Интеллектуальные соревнования в обучении русскому языку – это разновидность дидактических заданий состязательного характера, направленных на практическое применение полученных языковых знаний в ходе решения различных учебных задач.

Интеллектуальные задания в составе соревнований по русскому языку являются мощным средством развития мотивации к изучению русского языка, их выполнение стимулирует познавательные процессы, развивает творческие способности в использовании языка.

К видам интеллектуальных соревнований можно отнести следующие формы работы:

  1. Интеллектуальные викторины и брейн-ринги лингвистического характера.
  2. Олимпиады по русскому языку.
  3. Турниры филологов.
  4. Интеллектуальные бои, лингвистические дуэли и другие состязательные формы.

Главная их особенность состоит в том, что задания для проведения интеллектуального соревнования подбираются с учетом их развивающего характера, они должны ориентировать учеников на применение навыков синтеза языковых умений для решения нестандартных задач. При этом такие задания являются и отличным дидактическим материалом для формирования навыков разножанровой письменной речи, поскольку предполагают реализацию творческого компонента коммуникативной деятельности.

Организация обучения разножанровой письменной речи на материале заданий интеллектуальных соревнований по русскому языку

В заданиях интеллектуальных соревнований по русскому языку используются следующие виды учебных ситуаций, способствующих формированию разножанровых письменных навыков:

«Организация обучения разножанровой письменной речи на материале заданий интеллектуальных соревнований по русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Составьте словарную статью для толкового словаря (лингвистического справочника). Задание, направленное на проверку навыков владения научным стилем и его подстилями. Предполагает знакомство учащегося с основными жанровыми особенностями словарной статьи, ее структурой, а также понимание принципов составления научного текста.
  2. Прочитайте русскую народную сказку «Курочка Ряба». Перепишите» сказку, используя языковые средства официально-делового стиля. Содержание задания предусматривает знание официально-деловой коммуникации на уровне языкового оформления и жанровой природы и умение применять эти знания на практике для решения нестандартной коммуникативной задачи.
  3. Напишите статью для молодежного журнала на одну из предложенных тем. Задание направлено на сформированность навыков владения публицистическим стилем речи.
  4. Создайте текст социальной рекламы произведения русской классики (по выбору). Задание также ориентирует на демонстрацию навыков использования публицистического стиля, однако делает акцент на другой жанровой форме – тексте рекламного сообщения.
  5. Напишите сочинение-миниатюру, используя данные слова. Задание ориентирует на работу с такой жанровой формой, как миниатюра, что предполагает знание жанровых особенностей миниатюры, правил ее написания, а также развитых умений использовать в тексте лексику определенной, заранее заданной группы. Кроме этого, написание миниатюры предполагает знание особенностей художественного стиля речи и владения навыками составления высказываний в данном стиле.
  6. Составьте из предложенных слов небольшой рассказ, имеющий неожиданный финал. Все слова, данные в задании, не должны повторяться, их можно использоваться только один раз. Задание творческого характера, которое проверяет общий уровень владения навыками свободной письменной речи.

Универсальность заданий для интеллектуальных соревнований позволяет формировать банк учебных материалов, который способствует развитию определенных письменных навыков. Например, завершая изучение темы «Публицистический стиль», учитель может предложить учащимся интеллектуальную игру, содержащую следующие типы письменных заданий:

  1. Написать заметку в школьную стенгазету о праздновании Нового года в школе.
  2. Составить тексты постов для школьной социальной сети о проведении в школе Недели русского языка.
  3. Написать пресс-релиз (пост-релиз) для городской газеты о проведении выставки картин известного художника.
  4. Написать отзыв о посещении выставки для «Книги отзывов» в галерее искусства.
  5. Придумать рекламный текст, объектом которого будет любой школьный предмет (мел, доска, тетрадь, ручка и проч.).
  6. Подготовить текст репортажа о школьном футбольном матче с места события.
  7. Написать автобиографию для устройства на работу.

Варианты подобных заданий педагог может придумать самостоятельно, опираясь на уровень подготовки класса и задачи урока.

Таким образом, задания интеллектуальных соревнований по русскому языку предоставляют широкие возможности для формирования у школьников письменных навыков в различных жанрах и стилях речи. Стимулируя познавательную активность и воображение учащихся, они также способствуют развитию творческих коммуникативных навыков, совершенствуя речь обучающихся.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot