Репетиторские занятия по русскому языку: специфика организации
Репетиторские занятия по русскому языку представляют собой индивидуальные или групповые занятия, направленные на ликвидацию пробелов в знаниях, повышение уровня предметной подготовки или формирование необходимых знаний и навыков для прохождения государственной итоговой аттестации по русскому языку, участия в олимпиадах, конкурсах и проч.
Репетиторские занятия по русскому языку необходимы, если ученик испытывает затруднения с изучением русского языка, имеет низкий уровень знаний, не успевает выполнить домашние задания или готовится к экзамену и желает получить максимально высокий балл.
При проведении репетиторских занятий по русскому языку преследуют следующие образовательные цели:
- Повышение уровня знаний по русскому языку, развитие различных видов речевой деятельности и формирование необходимых компетенций в области языка и речи.
- Оказание помощи в выполнении школьных заданий и подготовка к экзаменам по предмету.
- Развитие навыков чтения, письма, говорения и слушания у учащихся, которые испытывают трудности в освоении предмета.
- Формирование системы знаний в области грамматики, лексики и стилистики русского языка, развитие комплексных умений языкового разбора.
- Восстановление пропущенного материала и закрытие пробелов в знаниях.
Специфика организации репетиторских занятий их и отличия от школьных уроков по русскому языку:
- Индивидуальный подход к каждому ученику, учет его особенностей и потребностей в изучении языка.
- Большее количество времени уделяется объяснению материала, ответам на вопросы ученика, индивидуальной работе.
- Использование интерактивных методик и творческих заданий для более эффективного усвоения материала.
- Отсутствие дисциплинарных мер и требований, что заметно уменьшает уровень стресса ученика и повышает его мотивацию к обучению.
- Фокусировка на коррекции речевых затруднений, работе над ошибками и недочетами, которые допускает ученик.
Варианты репетиторских занятий по русскому языку
Проведение репетиторских занятий по русскому языку возможно частными репетиторами, в репетиторских центрах и онлайн-школах. Каждый из перечисленных видов дополнительных занятий имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества занятий с частным репетитором заключаются в следующем:
- Репетитор обеспечивает индивидуальный подход к ученику, учет его специфических потребностей в изучении русского языка.
- Репетитор зачастую способен обеспечить гибкий график занятий, удобный для ученика.
- В частных занятиях один на один с преподавателем появляется возможность мгновенной обратной связи между участниками процесса обучения, что дает возможность быстрого разрешения проблемных ситуаций и обсуждения недочетов и ошибок, допущенных учеником.
- Частные репетиторы, как правило, являются практикующими учителями-словесниками, что дает возможность получить профессиональную помощь в развитии речевых навыков.
Однако у занятий с частным репетитором есть и свои минусы, к которым можно отнести затратность, однообразный формат занятий, отсутствие возможности общения с другими учениками.
Другой популярный формат дополнительного обучения – посещение групповых занятий в репетиторских центрах, которые обладают следующими положительными качествами:
- Наличие отбора квалифицированных преподавателей, обеспечивающее высокий уровень подготовки учеников.
- Наличие специально подобранной методической литературы, базы дидактических материалов.
- Создание комфортных условия для занятий с наличием в аудитории компьютера или ноутбука, экрана для демонстрации презентаций.
Недостатки занятий в репетиторских центрах заключаются, прежде всего, в том, что у ученика не всегда есть возможность выбрать понравившегося ему преподавателя, согласовать график проведения занятий со своим расписанием. Кроме этого, групповые занятия «привязывают» прогресс ученика к уровню учебных достижений группы, что может тормозить продвижение при изучении тем.
Наконец, онлайн-школы – самый востребованный на сегодняшний день формат репетиторских занятий, что обусловлено доступностью и гибким графиком занятий, низкой стоимостью, возможностью работать с преподавателем из любой точки мира. Однако по-прежнему в деятельности репетиторсих центров и школ, работающих онлайн, остаются проблемы, в целом характерные для дистанционного формата обучения:
- Действие на ученика отвлекающих факторов во время занятия.
- Высокий уровень первичной мотивации и необходимость его сохранения на протяжении всего процесса обучения.
- Отсутствие личного контакта с преподавателем.
- Ограниченные возможности общения с другими учениками.
- Отсутствие возможности систематического контроля деятельности и учебных достижений.
Таким образом, репетиторские занятия по русскому языку, являясь формой организации дополнительного обучения предмету, осуществляются в разных форматах, обладающих собственными преимуществами и недостатками. Выбор вида дополнительных занятий и определение их целесообразности – индивидуальное решение учащегося и его родителей.