Трудности и проблемы обучения чтению
Обучение чтению – важная задача речевого развития, поскольку чтение выступает одним из видов речевой деятельности, способствующим усвоению нового знания, расширению кругозора и интеллектуальному развитию. На сегодняшний день педагогики и методисты отмечают многочисленные случаи нарушения процессов чтения, связанные с интеллектуальной недостаточностью, проблемами речевого развития, педагогической запущенностью. В результате навык чтения, который в средней и старшей школе является одним из важнейших метапредметных навыков, остается на крайне низком уровне. Это сказывается на успеваемости учеников в целом, а также на их эмоциональном состоянии и отношении к учебе.
В этой ситуации педагоги находятся в поиске эффективных методов обучения чтению и развитию навыков, необходимых для успешного овладения грамотой. Как правило, трудности, которые возникают в процессе обучения чтению, связаны с несформированностью многих важнейших речевых умений, а именно:
- недостаточно развитый фонематический слух и, как следствие, сложности с восприятием речевой информации;
- проблемы с артикуляцией звуков и их отображением на письме;
- сложности, вызванные неспособностью опознать графему и соотнести ее с определенным звуковым и артикуляционным комплексом;
- трудности в выделении слогов как основных единиц, лежащих в основе обучения чтению.
Данные трудности обусловливают необходимость комплексной работы по автоматизации навыков чтения, чему способствует применение «ребус-метода» как приема стимуляции речевых умений анализа и синтеза.
Применение «ребус-метода» в обучении чтению
Сущность «ребус-метода» в обучении чтению заключается в создании специальных дидактических материалов – ребусов, в которых скрыты первые слоги задуманного слова.
Например, ребенку демонстрируется картинка, на которой изображены крыша дома и летящий над ней самолет. Педагог просит назвать предметы, изображенные на картинке (крыша, самолет). Затем педагог предлагает ребенку угадать, какое слов «спрятано» в этой картине и выделить первые слоги в словах «крыша» и «самолет»: КРЫ – СА. Таким образом, ребенок понимает, что было загадано слово «крыса».
«Ребус-метод» основан на важнейших с точки зрения речевого развития составляющих:
- Визуализация, позволяющая соотносить предмет с его номинацией и расширять словарный запас на основе образных представлений
- Фонематический анализ, связанный с вычленением слогового состава лексем.
- Речевой синтез, ориентированный на соединение слогов для получения новой по содержанию и звуковому облику лексической единицы.
- Смысловой анализ речевых структур, позволяющий на основе речевого синтеза опознавать слово и соотносить его с определенными предметами (или понятиями) внеязыковой действительности.
Техника применения «ребус-метода» является поэтапной: сначала детям предлагаются двусложные слова с открытыми слогами, а затем задания усложняются: дети знакомятся с трехсложными словами, а также со смешанной слоговой структурой (открытые, закрытые слоги, включающие стечение согласных и проч.).
С детьми младшего возраста можно использовать сюжетные картинки для облегчения речевого синтеза, но в дальнейшем можно использовать сюжетно не связанные иллюстрации, выкладывая картинки в той последовательности, которая необходима для чтения слова. Например, педагог выкладывает картинки «кошка», «марка», ребенок читает «ко – мар».
В дальнейшем технику «ребус-метода» можно усложнять, переходя от картинок к словам, у которых ребенок выделяет первые слоги. К примеру, педагог предлагает ребенку слова «каша», «ранка», «Дашка» и просит угадать зашифрованное слово, назвав первые слоги слов: ка – ран –даш. По мере овладения слоговой структурой задачу нужно усложнять и просить прочитать только последние слоги или первый и последний: «ваза», «комок» - за – мок / «река», «автобус» - ребус.
Когда ребенок достаточно хорошо овладевает навыками вычленения слогов в слове, можно использовать относительно большие по объему предложения, прося найти в них соответствующие слова и слоги, из которых потом будет составлено новое слово. Например, в предложении «Маленькие человечки с молоточками легонько ударяли по колокольчикам» найди четвертое и восьмое слова, в них соедини первый, второй и третий слоги, назови получившееся слово. Ответ: мо-ло-ко.
Использование «ребус-метода» и его модификаций при обучении чтению позволяет добиться внимания к слоговой организации слова, является хорошим средством профилактики «угадывающего» чтения, помогает развить навыки речевого синтеза, учит ребенка наблюдать за звуковым составом слова, а также является инструментов развития зрительной памяти и формирования орфографической зоркости.