Профориентация в обучении русскому языку в старшей школе: понятие и содержание деятельности
В настоящее время многие школьники сталкиваются с проблемой выбора профессии. Это связано с отсутствием представления о профессиональных сферах деятельности, навыках, лежащих в основе профессии, и способах их развития. Поэтому важно помочь выпускникам определиться с выбором профессии, направив их учебную деятельность в сторону овладения необходимыми компетенциями и будущими профессиональными качествами.
Использование дисциплины «Русский язык» для профориентации старшеклассников обусловлено универсальной учебного предмета и его содержания. На сегодняшний день наличие коммуникативных компетенций является базовым требованием к специалисту любой сферы, поэтому владение литературной нормой, способность к созданию речевых произведений, анализу и восприятию вербальных произведений являются базовыми умениями в различных профессиях.
Профориентация в обучении русскому языку представляет собой специально организованный учебный процесс, в котором используются дидактические технологии, способствующие развитию качеств и навыков, необходимых старшекласснику в будущей профессиональной деятельности.
В основе профориентационной работы по предмету, как правило, лежит специальная программа, которая позволяет школьникам изучать русский язык с учетом его использования в той или иной профессиональной сфере. Обычно такие программы реализуются в рамках внеурочной занятости учащихся и включают разные направления работы: «Русский язык в деловой сфере», «Углубленный курс языкознания для школьников», «Деловая риторика», «Искусство публичных выступлений», «Русский язык для будущих юристов» и проч.
Программа направлена на решение практических образовательных задач, связанных с освещением языковых компетенций, необходимых для самореализации в определенной профессиональной сфере. Например, для работы в медицине нужно иметь хорошее знание терминологии, владеть такими качествами речи, как точность, правильность, уместность. Для сотрудников правоохранительных органов необходимо знание правовых терминов, умение анализировать юридические документы, обладать логичностью и точностью речи, владеть языковыми нормами официально-делового стиля.
В ходе обучения старшеклассников русскому языку с учетом профессиональной ориентации учащиеся получают базовые знания о требованиях, которые предъявляются к коммуникативно-речевой подготовке в данной сфере деятельности. В результате старшеклассники получают необходимые рекомендации, способствующие осознанному выбору профессии. Кроме этого, они получают возможность овладеть необходимыми коммуникативными навыками, которые в дальнейшем могут быть использованы в профессиональном обучении и трудовой деятельности.
Методы профориентационного обучения русскому языку в старших классах
Профориентация в обучении русскому языку в школе осуществляется через систему профильного обучения.
Профильное обучение – это образовательная траектория, в рамках которой учащиеся выбирают определенное направление в учебном процессе, связанное с будущим профессиональным выбором. Профориентационное обучение в языковом образовании направлено на формирование и развитие коммуникативных навыков, повышение речевой культуры, становление риторических компетенций, а также совершенствование литературно-языковых норм.
К ведущим методам профориентационного обучения в линвгометодике относят:
- Метод кейсов, который имеет практикоориентированный характер. Учебный кейс выступает как описание реальной или вымышленной ситуации, которая требует принятия решения. Например, написание журналисткой статьи для публичного издания, создание рекламной карточки товара, составление деловой бумаги. Учащиеся анализируют ситуацию, выявляют проблемы, ищут решения и предлагают свои собственные варианты. Кроме того, учебный кейс способствует развитию у учащихся критического мышления и обучает их работе в команде.
- Метод проблемного обучения позволяет через призму учебных противоречий, лежащих в основе проблемных задний, сформировать необходимые компетенции. Например, исправляя ошибки в оформлении делового письма или составляя протокол заседания, учащиеся овладевают навыки использования официально-делового стиля речи.
- Эвристический метод предполагает самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации для подтверждения гипотез или открытия новых знаний. Этот метод эффективен в развитии гибкости, критичности мышления, умений и навыков аналитической работы с информацией.
- Метод дискуссии способствует развитию коммуникативных навыков, логического мышления, необходимых для профессионального общения.
- Метод проектной работы учит планированию и формирует культуру исследовательской деятельности, развивает самостоятельность и творческий подход к решению учебно-познавательных задач.
Таким образом, профориентация в обучении русскому языку в старшей школе не только способствует профессиональному самоопределению, но и помогает сформировать необходимые коммуникативно-речевые умения, востребованные в дальнейшем профильном обучении и трудовой деятельности.