Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проектная деятельность на уроках русского языка

Общая характеристика учебной проектной деятельности

Определение 1

Проектная деятельность — это дидактическая технология, направленная на приобретение знаний и умений учениками в ходе самостоятельной исследовательской работы, конечным результатом которой становится практически значимый учебный продукт.

В основе проектной деятельности лежит метод проектов — обучение посредством выполнения практических исследовательских задач в рамках изучения какой-либо темы.

Дидактическая ценность проектной деятельности заключается в следующем:

  1. Возможность творческого подхода к изучаемой теме и, как следствие, повышение мотивации к учению.
  2. Развитие самостоятельности.
  3. Повышение уровня информационной культуры через овладение навыками поиска, отбора и презентации сведений.
  4. Приобретение навыков коллективной работы, социального взаимодействия в ходе решения общей задачи.
  5. Возможности индивидуализации процесса обучения.
  6. Развитие культуры мышления, навыков исследовательской деятельности.

Проектный метод не является универсальным средством обучения и не может заменить другие методы, поскольку имеет и ряд недостатков:

  1. Длительная подготовительная работа, необходимость обучить ученика азам научной исследовательской деятельности.
  2. Трудности оценки вклада каждого исполнителя в подготовку групповых проектов.
  3. Тематическая узость проекта, его неспособность охватить все аспекты изучаемого явления.
  4. Ограниченность метода при необходимости быстрой и объективной оценки достижений учащихся.
  5. Недостаточно развития материально-техническая база.

Учебные проекты могут быть классифицированы по разным основаниям:

  1. По содержанию: монопроекты, которые посвящены одной предметной области, межпредметные (например, на стыке истории и литературы), метапредметные (охватывают круг общих сведений, зачастую выходящих за рамки программы школьного обучения: проекты по этике, социальные проекты и проч.).
  2. По длительности выполнения: краткосрочные (готовятся в рамках одного-двух уроков) и долгосрочные (рассчитаны на год и более).
  3. По количеству исполнителей: индивидуальные и коллективные (групповые).
  4. По видам учебной деятельности и её задачам: информационные (цель — описание, анализ и систематизация источников по проблеме); исследовательские (направлены на экспериментальное подтверждение гипотезы); практические (цель — создание продукта / технологии, которые могут быть использованы на практике); творческие (направлены на презентации творческих достижений).
«Проектная деятельность на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Проектная деятельность на уроках русского языка

Цели применения метода проектов на уроках русского языка:

  • Развитие интереса к изучению родного языка.
  • Повышение культуры речи учеников.
  • Обучение наблюдению над языковыми единицами и их свойствами, закономерностями функционирования.
  • Развитие творческих способностей.
  • Расширение лингвистического кругозора.

По содержанию лингвистические проекты бывают следующих видов:

  1. Проекты по разделам языка (по словообразованию, лексике и фразеологии, грамматике, орфографии и пунктуации): «Фразеологизмы с семантическим компонентом «одежда» в русском языке», «Краткие прилагательные и их роль в речи», «Особенности орфографии в социальных сетях» и проч.
  2. Проекты по разным разделам лингвистики (культура речи, стилистика, этимология, история языка и проч.): «История русского глагола», «Культура речи в современной рекламе», «Происхождение названий частей тела» и проч.
  3. Творческие (лингвистические сказки, комиксы, видеоролики по правилам): «Как корни -ЛАГ-/-ЛОЖ- поссорились», «Приключения спряжений».

Организационная структура проекта по русскому языку включает следующие компоненты:

  • Подготовка к проекту: выбор темы, формирование групп, распределение ролей, определение сроков исполнения.
  • Планирование: определение цели и путей её достижения через решение ряда более частных задач, сбор и анализ материала по теме.
  • Разработка: осуществление поставленных исследовательских задач и описание результатов.
  • Оформление: представление хода и итогов деятельности в соответствии с требованиями.
  • Презентация результатов работы и защита проекта.
  • Оценка и обсуждение проекта.

В процессе подготовки и исполнения проекта формируется исследовательская культура учеников, поэтому учителю необходимо познакомить их с логикой научного поиска.

  1. Проект по русскому языку начинается с осмысления какой-либо проблемной ситуации (например, почему у глаголов прош. вр. нет лица) или наблюдения за языковыми явлениями (почему у действительных причастий нет кратких словоформ). Это очень важный этап, поскольку в основе любого научного поиска лежит осознание противоречия в изучаемых явлениях и его объяснения.
  2. Попытка разъяснить содержание противоречия и есть гипотеза проекта, то есть предположение, почему языковое явление обладает такими свойствами и от чего они зависят.
  3. Исходя из гипотезы формулируют цель проекта, которая обычно состоит в доказательстве или опровержении гипотезы, а также определяют задачи, помогающие эту цель реализовать.
  4. Обязательным компонентов с структуре научного поиска является знакомство с историей вопроса, выявление степени его разработанности в современной науке и практике. Обычно школьные проекты не требуют очень подробного изучения научных концепций, однако исполнитель должен быть осведомлён об основных точках зрения относительно темы своего исследования.
  5. При реализации проекта необходимо следить, чтобы исследовательская часть не замещалась простым пересказом сведений, взятых из открытых источников. Например, изучая особенности фразеологизмов с семантическим компонентом «одежда» (сарафанное радио, с протянутой шляпой, держать в ежовых рукавицах, остаться без штанов) целесообразно изучить их происхождение, восприятие в современной речи среди школьников путём анкетирования, подобрать (если возможно) иноязычные эквиваленты и сравнить их значение и функционирование.
  6. Описание результатов проекта должно соответствовать заявленным целям и иметь практическое значение для языкознания как науки, для школьного преподавания русского языка или для речевой практики.

Проектная работа — один из механизмов повышения мотивации к изучению языка и способ формирования навыков самообучения и саморазвития.

Дата последнего обновления статьи: 16.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot