Общая характеристика учебной проектной деятельности
Проектная деятельность — это дидактическая технология, направленная на приобретение знаний и умений учениками в ходе самостоятельной исследовательской работы, конечным результатом которой становится практически значимый учебный продукт.
В основе проектной деятельности лежит метод проектов — обучение посредством выполнения практических исследовательских задач в рамках изучения какой-либо темы.
Дидактическая ценность проектной деятельности заключается в следующем:
- Возможность творческого подхода к изучаемой теме и, как следствие, повышение мотивации к учению.
- Развитие самостоятельности.
- Повышение уровня информационной культуры через овладение навыками поиска, отбора и презентации сведений.
- Приобретение навыков коллективной работы, социального взаимодействия в ходе решения общей задачи.
- Возможности индивидуализации процесса обучения.
- Развитие культуры мышления, навыков исследовательской деятельности.
Проектный метод не является универсальным средством обучения и не может заменить другие методы, поскольку имеет и ряд недостатков:
- Длительная подготовительная работа, необходимость обучить ученика азам научной исследовательской деятельности.
- Трудности оценки вклада каждого исполнителя в подготовку групповых проектов.
- Тематическая узость проекта, его неспособность охватить все аспекты изучаемого явления.
- Ограниченность метода при необходимости быстрой и объективной оценки достижений учащихся.
- Недостаточно развития материально-техническая база.
Учебные проекты могут быть классифицированы по разным основаниям:
- По содержанию: монопроекты, которые посвящены одной предметной области, межпредметные (например, на стыке истории и литературы), метапредметные (охватывают круг общих сведений, зачастую выходящих за рамки программы школьного обучения: проекты по этике, социальные проекты и проч.).
- По длительности выполнения: краткосрочные (готовятся в рамках одного-двух уроков) и долгосрочные (рассчитаны на год и более).
- По количеству исполнителей: индивидуальные и коллективные (групповые).
- По видам учебной деятельности и её задачам: информационные (цель — описание, анализ и систематизация источников по проблеме); исследовательские (направлены на экспериментальное подтверждение гипотезы); практические (цель — создание продукта / технологии, которые могут быть использованы на практике); творческие (направлены на презентации творческих достижений).
Проектная деятельность на уроках русского языка
Цели применения метода проектов на уроках русского языка:
- Развитие интереса к изучению родного языка.
- Повышение культуры речи учеников.
- Обучение наблюдению над языковыми единицами и их свойствами, закономерностями функционирования.
- Развитие творческих способностей.
- Расширение лингвистического кругозора.
По содержанию лингвистические проекты бывают следующих видов:
- Проекты по разделам языка (по словообразованию, лексике и фразеологии, грамматике, орфографии и пунктуации): «Фразеологизмы с семантическим компонентом «одежда» в русском языке», «Краткие прилагательные и их роль в речи», «Особенности орфографии в социальных сетях» и проч.
- Проекты по разным разделам лингвистики (культура речи, стилистика, этимология, история языка и проч.): «История русского глагола», «Культура речи в современной рекламе», «Происхождение названий частей тела» и проч.
- Творческие (лингвистические сказки, комиксы, видеоролики по правилам): «Как корни -ЛАГ-/-ЛОЖ- поссорились», «Приключения спряжений».
Организационная структура проекта по русскому языку включает следующие компоненты:
- Подготовка к проекту: выбор темы, формирование групп, распределение ролей, определение сроков исполнения.
- Планирование: определение цели и путей её достижения через решение ряда более частных задач, сбор и анализ материала по теме.
- Разработка: осуществление поставленных исследовательских задач и описание результатов.
- Оформление: представление хода и итогов деятельности в соответствии с требованиями.
- Презентация результатов работы и защита проекта.
- Оценка и обсуждение проекта.
В процессе подготовки и исполнения проекта формируется исследовательская культура учеников, поэтому учителю необходимо познакомить их с логикой научного поиска.
- Проект по русскому языку начинается с осмысления какой-либо проблемной ситуации (например, почему у глаголов прош. вр. нет лица) или наблюдения за языковыми явлениями (почему у действительных причастий нет кратких словоформ). Это очень важный этап, поскольку в основе любого научного поиска лежит осознание противоречия в изучаемых явлениях и его объяснения.
- Попытка разъяснить содержание противоречия и есть гипотеза проекта, то есть предположение, почему языковое явление обладает такими свойствами и от чего они зависят.
- Исходя из гипотезы формулируют цель проекта, которая обычно состоит в доказательстве или опровержении гипотезы, а также определяют задачи, помогающие эту цель реализовать.
- Обязательным компонентов с структуре научного поиска является знакомство с историей вопроса, выявление степени его разработанности в современной науке и практике. Обычно школьные проекты не требуют очень подробного изучения научных концепций, однако исполнитель должен быть осведомлён об основных точках зрения относительно темы своего исследования.
- При реализации проекта необходимо следить, чтобы исследовательская часть не замещалась простым пересказом сведений, взятых из открытых источников. Например, изучая особенности фразеологизмов с семантическим компонентом «одежда» (сарафанное радио, с протянутой шляпой, держать в ежовых рукавицах, остаться без штанов) целесообразно изучить их происхождение, восприятие в современной речи среди школьников путём анкетирования, подобрать (если возможно) иноязычные эквиваленты и сравнить их значение и функционирование.
- Описание результатов проекта должно соответствовать заявленным целям и иметь практическое значение для языкознания как науки, для школьного преподавания русского языка или для речевой практики.
Проектная работа — один из механизмов повышения мотивации к изучению языка и способ формирования навыков самообучения и саморазвития.