Лексическое нормы в школьном курсе русского языка
Формирование нормативного аспекта культуры речи в современном языковом образовании предстает как одна из основных задач обучения. Ее актуальность обусловлена не только общим падением уровня речевой культуры, но и тем, что знание этих норм и умение владеть ими проверяется в процессе государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Среди различных языковых норм акцент делается на лексических нормах, поскольку именно они в значительной мере отвечают за коммуникативные качества речи: точность словоупотребления, богатство и разнообразия словаря, выразительность речи. Между тем именно в области лексической нормы современные школьники испытывают наибольшие трудности, которые проявляются в свободной письменной речи в виде многочисленных речевых неточностей, неправильного словоупотребления, смешения паронимов, а также единиц, относящихся к разным речевым стилям.
Становление культуры речи в ее нормативном аспекте начинается с усвоения теоретических основ, а затем обязательно включает этап выработки практических навыков употребления нормы в речи.
Среди многочисленных речевых ошибок, с которыми приходится работать учителю-словеснику, особое место занимают те недочеты, которые обусловлены смешением паронимов. Важность формирования навыков употребления в речи подчеркивается тем, что задание на их разграничение вошло в контрольно-измерительные материалы Единого государственного экзамена по русскому языку.
Принципы работы с паронимами в процессе формирования речевой культуры школьников
Паронимы представляют собой такие единицы лексической системы, которые при общности корневого компонента отличаются смысловыми оттенками и возможностями употребления.
Факторы, влияющие на смешение паронимов, обусловлены их природой и носят объективный характер:
- Сходство их корневого компонента, обусловливающее представление о едином значении данных слов.
- Многообразие словообразовательных суффиксов и переедаемых ими оттенков значения, которое бывает сложно уловить неподготовленному ученику.
- Наличие у самих паронимов многозначности, что затрудняет разграничение их семантики.
В связи с указанными трудностями работа по формированию навыков работы с паронимы должна проводиться целенаправленно и системно, хотя школьный курс языкознания не дает возможности изучать паронимы длительное время.
Основные принципы, используемые при работе с паронимами в школе, включают:
- Учет лексического значения паронимов и возможностей их сочетаемости с другими словами.
- Принцип контекстного подхода к рассмотрению паронимов: паронимы сопоставляются только в контексте, в речевом окружении, проясняющем их значение.
- Анализ семантики словообразовательных аффиксов, входящих в состав паронимов, в том числе путем их сопоставления с такими же аффиксами в других словах с прозрачным значением.
- Опора на стилевую окраску паронима и его употребление в том или иной функциональной разновидности языка.
- Выявление грамматических различий в употреблении паронимов.
При работе с паронимами, таким образом, целесообразно задействовать материал, относящийся не только к теме «Лексика», но и к таким разделам, как «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». Это позволит учащимся связать представление о паронимах с их строением, а также грамматическими особенностями употребления (например, необходимости определенных предложно-падежных конструкций пи паронимах-глаголах).
Задания для работы с паронимами на уроке
Наиболее эффективные упражнения, которые помогают научить учеников различать паронимы:
- Сравнение слов-паронимов в контексте с определением их значения: эффектный наряд – эффективный сотрудник.
- Лексический эксперимент, заключающийся в подстановке паронимами в определенные контексты. Например, можно сказать «дождливый день, дождливая осень, дождливая погода», но можно использовать в этих словосочетаниях пароним «дождевой»? Отвечая на этот вопрос, ученики приходят к выводу о семантическом различии паронимов.
- Анализ возможностей лексической сочетаемости паронимов путем составления с ними словосочетаний и предложений.
- Парное сопоставление паронимов с определением их значения.
- Составление словаря паронимов с указанием контекстов их употребления.
- Заполнение таблиц, схем, отражающих особенности употребления тех или паронимов с определенными суффиксами (например, с суффиксами –ск- / -енн-, -лив- / -н- и др.).
- Создание «шпаргалок», лэпбуков, электронных презентаций, отражающих нормы употребления паронимов.
- Нахождение и исправление ошибок на употребление паронимов.
Эти и другие упражнения способствуют развитию навыков употребления паронимов в речи, а опора на методические принципы при их изучении позволяет сформировать правильный подход к анализу паронимов в высказываниях.