Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экспрессивный синтаксис: теоретические основы

Понятие экспрессивности

Определение 1

Экспрессивность речи понимается как ее способность репрезентировать эмоции, чувства и переживания, как особая выразительность, присущая, например, художественной речи и воздействующая на читателя /слушателя.

Основными свойствами экспрессивной речи выступаю следующие ее элементы:

  1. Образный характер, который проявляется в создании особого художественного представления, связанного с наглядно-чувственным отражением действительности. Художественный образ отличается пластичностью, многомерностью, глубиной, необычностью (свежестью восприятия мира), выразительностью, национальной, исторической и культурной обусловленностью.
  2. Интенсивность, которая связана с тем, что речевая экспрессия выражает наивысшую степень проявления какого-либо признака, свойства.
  3. Экстенсивность как способность вовлекать в сферу реализации выразительных возможностей количественные свойства языковых конструкций.
Статья: Экспрессивный синтаксис: теоретические основы
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Экспрессивный синтаксис: теоретические основы

Средства речевой экспрессии изучаются различными отраслями лингвистики, в том числе стилистикой, риторикой, лингвопоэтикой. У каждой из этих областей свой предмет изучения, свой аспект исследования экспрессивных языковых средств.

Определение 2

В этом ряду экспрессивный синтаксис выступает как часть лингвопоэтики и стилистики синтаксиса, предметом изучения которой являются выразительные возможности синтаксических структур, их реализация и функционирование в речи.

Синтаксис среди других языковых средств обладает наибольшими возможностями передачи выразительности, поскольку он напрямую связан с реализацией коммуникативной функции. В устной речи основным средством передачи эмоциональности выступают не только те или иные синтаксические средства, но и суперсегментные единицы: интонационный рисунок фразы, темп, логическое ударение, система пауз. В письменной речи, где интонационные возможности нивелируются, возрастает роль знаков препинания, которые «оркеструют» текст.

«Экспрессивный синтаксис: теоретические основы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

У истоков изучения экспрессивных возможностей синтаксиса стоял В.В. Виноградов, который исследовал приемы синтаксической выразительности в произведениях А. С. Пушкина.

Как отмечают исследователи, экспрессивный синтаксис характеризуется следующими этапами реализации:

  1. Он функционирует на базе разговорной речи и формируется спонтанно, как одно из проявлений ее базовых свойств – эмоциональности, непосредственности, живости общения.
  2. Разговорная речь (вернее, ее имитация) входит в язык художественной литературы как средство речевой характеристики персонажей.
  3. Экспрессивные синтаксические средства вводятся автором в ткань художественного текста как стилистические приемы, повышающие выразительность речи.
  4. «Сглаживание» экспрессивности за счет привычности употребления, включения в языковую практику.

Типология средств синтаксической выразительности

Одним из базовых вопросов экспрессивного синтаксиса является проблема типологии средств синтаксической выразительности. Обычно под приемами выразительного синтаксиса принимают так называемые риторические фигуры – специальные синтаксические средства, повышающие выразительные возможности высказывания.

С точки зрения роли риторических приемов в высказывании предлагается следующая их типология:

  1. Фигуры прибавления. К ним можно отнести такие приемы, как анафору / эпифору, полисиндетон (многосоюзие), синтаксический параллелизм и др.
  2. Фигуры убавления, например, эллипсис, умолчание.
  3. Фигуры размещения и перестановки, связанные с нарушением привычной последовательности синтаксических компонентов. К примеру, к ним относят парцеллированные конструкции, инверсию, вводные и вставные конструкции.

Данная классификация является неполной, так как не охватывает часть синтаксических средств выразительности (риторических вопросов и восклицаний, обращений, языковой игры), поэтому более убедительным выглядит выделение трех классов риторических фигур:

  1. Приемы расподобления.
  2. Приемы уподобления.
  3. Фигуры, основанные на принципе языковой игры.

К первой группе относятся те фигуры речи, которые усиливают экспрессивность фразы за счет трансформации привычной синтаксической структуры: Казни меня! Пытай! Замучай! Задуши! (парцелляция). Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? (риторический вопрос). За мученья, за гибель - я знаю - / Все равно - принимаю тебя! (вставные конструкции). Мне вас не жаль, года моей весны (инверсия и обращение).

Приемы уподобления основаны на придании структуре фразы симметричности: Была без радости любовь, / Разлука будет без печали (антитеза). Удовольствие – это грех, а грех – это удовольствие (хиазм). Не жалею, не зову, не плачу (градация). От других мне хвала – что зола (сравнение).

Игра слов проявляется в использовании оксюморона – соединения в одной фразе противоположных по смыслу понятий: Люблю я пышное природы увяданье (А. С. Пушкин). Молодость моя! Моя чужая / Молодость! / Мой сапожок непарный! (М. И. Цветаева).

Каламбуры основаны на фонетической или семантической игре: Не ходи, как все разини, / Без подарка ты к Розине (Д Минаев). Но в наши годы покойникам покоя нет (А. С. Пушкин).

Изучение выразительных возможностей синтаксиса позволяет использовать его как средство повышения эффективности речи.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 31.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot