Прием «фактчекинг» как способ обобщения на уроках русского языка
В процессе преподавания русского языка учитель постоянно стремится разнообразить содержание урока введением новых приемов, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Особенно важно использовать эти приемы на этапах урока, которые связаны с обобщением содержания изученного материала, когда учащийся выделяет наиболее важные, существенные аспекты, необходимые для усвоения знаний и умений.
В современном преподавании для обобщения учебного материала используются различные приемы:
- «Интеллектуальное» обобщение с помощью составления кластера понятий, конспекта, символической схемы.
- «Графическое» обобщение, помогающее визуализировать материал с помощью ментальных карт, таблиц, диаграмм.
- «Образное» обобщение на основе ассоциаций, создания творческих текстов (синквейнов, сказок).
- Смешанные виды обобщения, когда учитель стремится использовать сочетание разных приемов: образно-наглядное обобщение или интеллектуально-графическое.
Одним из эффективных приемов обобщения выступает «фактчекинг» - понятие, заимствованное из сферы современных медиа и используемое в педагогике для обозначения обобщения с помощью проверки фактов, изученных на уроке.
Преимущества фактчекинга как метода обобщения учебного материала состоят в следующем:
- Позволяет ориентировать учащихся на практическое применение полученных знаний в реальных коммуникативно-речевых ситуациях.
- Стимулирует познавательную активность.
- Развивает наблюдательность и умение осуществлять контроль своей деятельности.
Суть приема «фактчениг» заключается в том, что в качестве обобщающего элемента на уроке используются познавательные задания, ориентирующие учащихся на проверку истинности фактов по теме, изученной в рамках учебного занятия.
Проверка фактов может осуществляться разными способами:
- Путем обращения к изученному материалу (например, к правилам, нормам культуры речи, языковым фактам).
- Посредством выполнения практических действий, связанных с анализом языковых единиц.
- С помощью обращения к справочникам, словарям, другим источникам информации.
- Посредством лингвистического эксперимента и проч.
Методические аспекты применения приема «фактчекинг» на уроке
Рассмотрим методику применения приема «фактчекинг» на этапе обобщения знаний:
- Постановка учебной задачи, ориентирующей учащихся на актуализацию сведений и их обобщение для решения учебно-познавательной задачи.
- Предъявление учебного задания, требующего применения алгоритмов проверки полученных знаний.
- Отбор и систематизация полученных в ходе урока сведений или способов действий, необходимых для выполнения задания.
- Формулировка выводов, их оформление с помощью таблицы, алгоритма, схема.
Применять прием «фактчекинг» можно, проводя обобщение по любой из языковых тем. Например, на уроке, посвященном изучению разрядов имен прилагательных, учитель может предложить учащимся задание, направленное на проверку правильности распределения прилагательных по разрядам. В ходе выполнения задания учащиеся должны вспомнить признаки разрядов, алгоритмы определения отнесенности к тому или иному разряду, а также обнаружить ошибки в предложенном варианте.
Другой вариант – использование приема «фактчекинг» при обращении к сведениям словарей, справочников. Например, в ходе урока, посвященного нормам орфоэпии, учащиеся знакомятся с правилами расстановки ударения в отдельных словах и словоформах. В конце урока, на этапе обобщения, учащимся предлагается проверить правильность расстановки ударения в словах, используя материалы урока, а также орфоэпический (или акцентологический) словарь.
При проведении лингвистического эксперимента для реализации приема «фактчекинг» учитель предлагает в качестве обобщающего задания такое упражнение, которое требует проверки языковых фактов с помощью эксперимента. Например, после изучения темы «Степени сравнения прилагательных» учитель может предложить проверить правильность образования форм степеней сравнения от ряда слов, а также объяснить, как экспериментально можно опровергнуть, что от относительных прилагательных нельзя образовать формы компаратива.
Результаты фактчекинга могут быть оформлены в виде таблицы (схемы), а также прокомментированы устно с опорой на итоги выполнения заданий. При этом учитель должен следить за тем, чтобы учащиеся выделяли наиболее существенные моменты в содержании учебного материал, которые помогли им справиться с выполнением задания.
Будучи одним из вариантов обобщения, «фактчекинг» также может использоваться на повторительно-обобщающих уроках. Вся структура такого урока может быть организована как система заданий, направленных на проверку истинности фактов, связанных с изученными языковыми явлениями.
Таким образом, использование приема «фактчекинг» как способа обобщения на уроке позволяет повысить уровень осознанности при систематизации учебного материала и ориентировать учащихся на практическое применение полученных знаний и навыков.