Место предметных олимпиад в обучении
Социальный заказ в области образования, формируемый современным обществом, предполагает, что выпускник – будущий специалист в какой-либо профессиональной области деятельности – обладает необходимыми компетенциями для овладения более сложными видами деятельности, а также качествами, связанными с нестандартным мышлением, решением творческих задач, креативностью. Новые требования выдвигают на первый план задачи, связанные с поиском форм и методов формирования в детях самостоятельности и активности, навыков творческого поиска и решения нестандартных задач. Особое место в формировании этих качеств занимают предметные олимпиады, которые являются важным звеном в работе по приобщению школьников к процессу интеллектуально-творческой деятельности.
Олимпиада по предмету имеет важные образовательные функции, среди которых можно выделить следующие:
- Функцию обучения и расширения знаний по предмету.
- Коммуникативную функцию, способствующую становлению речевых навыков, способностей диалогического взаимодействия с другими индивидами, а также культурной средой.
- Интегративную функцию, помогающую детям устанавливать межпредметные связи, видеть взаимообусловленность теории и практики обучения.
- Функцию воспитания, которая проявляется в формировании навыков контроля и самоконтроля, организации своей деятельности, в развитии дисциплины и настойчивости.
- Ценностно-ориентационную функцию, которая предполагает развитие познавательной мотивации, постижение значимости знаний, повышение престижа изучения предмета.
Олимпиада в отличие от стандартных форм обучения предоставляет больший простор для реализации творческих способностей, раскрытия внутреннего потенциала каждого школьника, формирования положительного отношения к учебе за счет создания ситуации успеха и интеллектуального поиска.
Олимпиада: сущность и структура
Олимпиада по предмету представляет собой комплексное испытание, включающее разные типы заданий, преимущественно повышенной сложности и (или) нестандартного, творческого характера, для выявления и развития способностей к изучению предметной области.
Типология олимпиадных заданий по русскому языку разнообразна, так как в настоящее время помимо Всероссийской олимпиады школьников существуют различные типы олимпиад в дистанционном формате. Олимпиадные задания включают:
- Тесты на лингвистические темы, которые могут проверять, знакомы ли участники олимпиады с трудными случаями постановки знаков препинания, словообразовательного и морфологического разборов, орфограммами, которые не изучаются в школьном курсе.
- Лингвистические задачи, в основе которых лежит проблемная ситуация, требующая нестандартного мышления. Примеры подобных заданий: сравнить контексты, в которых употребляется слово, и выявить его семантическую и грамматическую специфику; выделить в тексте трансформированный фразеологический оборот и восстановить его первоначальный облик; перевести текст с древнерусского языка на современный русский язык; найти русские эквиваленты иноязычным идиомам и проч.
- Задания творческого характера: создать эссе на лингвистическую тему; трансформировать жанрово-стилевую составляющую текста (создать рекламное высказывание, пост в социальной сети); составить лингвистический «паспорт» какого-либо слова или грамматической категории.
Специфика олимпиадных заданий заключается в их комплексном характере, который предполагает наличие у школьника синтетических умений, связанных с анализом и оценкой лингвистических фактов в широком контексте, умением находить и устанавливать связи между изучаемыми явлениями, систематизировать и обобщать лингвистические сведения.
Подготовка школьников к олимпиадам по русскому языку
Участие в олимпиаде требует подготовки как со стороны участников, так и со стороны педагога. Подготовительный этап – наиболее длительный, осуществляемый на протяжении всего учебного года в рамках внеклассной и самостоятельной работы по предмету. Обычно такая работа включает ряд этапов:
- Входная диагностика, позволяющая оценить результаты олимпиад прошлых лет, выявить наиболее способных учеников, которые в будущем могут стать участниками олимпиадных испытаний.
- Ознакомление учеников со структурой и содержанием олимпиадных заданий, методикой их решения.
- Упражнения, направленные на формирование учебного алгоритма выполнения типовых заданий олимпиад.
- Знакомство с нестандартными заданиями и совместный поиск путей их решения.
- Формирование навыков работы со справочными пособиями, словарями и иной специальной литературой, ознакомление с Интернет-ресурсами, помогающими в подготовке к участию в олимпиадах.
- Тренировочные олимпиады и анализ их выполнения.
После участия в олимпиаде независимо от ее результатов работа не прекращается. Педагогу необходимо проанализировать допущенные ошибки, выявив сильные и слабые стороны ученика, а затем построить для него индивидуальный образовательный маршрут, помогающий преодолеть возникающие трудности.
Большая роль в подготовке отводится самостоятельной работе учеников. Она включает изучение дополнительной литературы по предмету, сведений из области истории языка и этимологии, дополнительных источников в области стилистики и культуры речи. Поскольку эта часть материала относится к знаниям и умениям, выходящим за рамки школьной программы, она изучается либо в рамках кружковой работы, либо в ходе самостоятельной работы или подготовки исследовательских проектов.
Систематическая работа по подготовке учеников к участию в олимпиадах помогает не только сформировать алгоритмы выполнения олимпиадных заданий, но и расширяет предметный кругозор, побуждая к углубленному изучению русского языка.