Ошибка как составляющая индивидуального речевого портрета школьника
Изучение речевого портрета современного подростка является актуальным аспектом исследования состояния языкового развития подрастающего поколения. Эти исследования обогащают методику преподавания русского языка ценной информацией о перспективах и трудностях, возникающих в процессе формирования коммуникативных и речевых компетенций.
Термин речевой портрет давно используется в отечественной лингвистике для обозначения совокупности языковых черт, присущих индивиду и находящих выражение в его речевом поведении и навыках.
Речевой портрет школьника включает различные составляющие, исследованные в языкознании более или менее подробно:
- Знание языковых норм, владениями теоретическими сведениями о языке как системе.
- Коммуникативно-речевые умения и навыки, сформированные на базе языковой компетенции.
- Языковое чутье и индивидуальное чувство стиля.
- Особенности используемого словаря и грамматических конструкций, формирующих стиль устной и письменной речи.
- Ошибки, допускаемые индивидом в устной и письменной речи и обусловленные несовершенным владением нормативной базой языка.
Речевой портрет школьника может быть построен на основе анализа отдельных критериев или их совокупности. Продуктивным для методики преподавания русского языка является рассмотрение речевого портрета учащегося через призму ошибок, которые он допускает в речи. Этот подход к речевому портрету обладает следующими функциями:
- Помогает оценить уровень речевой культуры современных подростков.
- Показывает трудности, возникающие в процессе освоения норм языка.
- Отражает особенности и закономерности процесса формирования грамотности.
- Создает условия для изучения и развития методического потенциала коррекционной работы по предмету.
Ошибка в лингвометодике – понятие, используемое для обозначения отклонения от языковой нормы в устной или письменной речи.
В обыденном сознании представление об ошибках включает только недочеты в письменной речи (конкретнее – в применении орфограмм). Хотя методическое понимание ошибки основывается на представлении о системе языковых норм и их нарушении на любом уровне коммуникации.
Методологические принципы и подходы к изучению ошибки как компонента речевого портрета учащегося
Важным аспектом в изучении речевого портрета школьника через анализ допускаемых им ошибок является создание методологии анализа, включающий эффективный инструментарий диагностики и оценки качества речи учащегося. Следует отметить, что ошибка как категория индивидуального речевого развития не является постоянной составляющей языковой личности. Состав, количество, характер допускаемых ошибок постоянно меняется и зависит от многих факторов:
- Возраста учащегося, уровня (ступени) обучения.
- Условий коммуникации, в которых создается речевое сообщение.
- Индивидуального речевого опыта.
- Уровня речевой культуры и факторов, влияющих на ее формирование.
- Вида коммуникации, степени ее официальности, а также избираемой формы общения и проч.
Так, количество ошибок возрастает в условиях отсутствия речевого контроля, а также в ситуации, когда индивид торопится передать смысл сообщения, не заботясь о качестве речи. Ошибка, предстает как переменная часть речевого портрета, отражающая текущее состояние языкового развития. При этом существуют и ошибки, которые носят постоянный характер (стойкие ошибки), определяющие специфику индивидуальной речевой манеры школьника.
Использование сведений об ошибках для формирования речевого портрета школьника требует особых методов изучения. Так, традиционные формы контроля не дают объективной картины ошибок, поскольку являются искусственно моделируемыми речевыми ситуациями. Для исследования ошибок необходимо создать условия, максимально приближенные к естественным. Поэтому для анализа ошибок выбираются продукты спонтанного словотворчества, тетради по другим предметам, дневники, переписка в мессенджерах и другие продукты речевой деятельности. Ошибки в этих работах оцениваются с точки зрения условий их возникновения, частоты и устойчивости. Эффективным методом является также эксперимент, в ходе которого моделируется речевая ситуация по исправлению ошибок в предложенном тексте или предлагается обращаться к тексту-образцу при написании диктанта для самопроверки. Экспериментальная ситуация позволяет выявить степень сформированности навыков поиска и обнаружения ошибок в тексте, а также обнаружить степень самостоятельности учащегося в процессе контроля речевой деятельности.
Полученные сведения систематизируются и обобщаются в виде таблиц или диаграмм, которые показывают количественные данные и позволяют интерпретировать их путем установления закономерностей. Например, количество ошибок, допущенных в мессенджере, может оказаться существенно меньше, чем, скажем, в письменной работе, что связано с механизмами автоисправления ошибок, встроенными в работу приложений. Кроме этого, представленные выборки оцениваются с точки зрения соответствия пройденному учебному материалу. Как правило, в начале освоения темы ошибок на знание правила допускается больше, чем в конце изучения программного материала.
Построение индивидуального речевого портрета учащегося с опорой на типологию допущенных им ошибок позволяет выявить проблемные зоны в сфере формирования навыков речевой культуры и использовать эти сведения для организации целенаправленной работы по коррекции учебных затруднений.