Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Нейропсихологические приемы в обучении орфографии

Нейропсихологические аспекты формирования грамотности

На сегодняшний момент учителя и методисты отмечают общую тенденцию к падению уровня грамотности среди школьников. Это проявляется в том, что появляется все больше детей, имеющих стойкую дизорфографию, трудно поддающуюся коррекции, а также различные проблемы с усвоением и применением орфографических норм на письме. В этой ситуации педагоги ищут эффективные пути развития грамотности, которые бы учитывали особенности функционирования познавательной деятельности ребенка и способствовали бы развитию необходимых для формирования грамотности навыков.

В науке выделены три аспекта (блока), влияющие на формирование грамотности:

  1. Нейропсихологический блок, включающий готовность ребенка к письму и овладению орфографическими нормами на функциональном уровне. Этот блок предполагает развитие психических процессов, необходимых для формирования произвольных навыков: высокий уровень внимания, способность к переключению во время выполнения действия, достаточно хорошо сформированная оперативная и долгосрочная память, умение планировать, прогнозировать и контролировать свои действия, оптимальное развитие анализаторов (зрительного, слухового, кинетического).
  2. Социально-педагогический блок предполагает высокий уровень социализации и адаптации ребенка к условиям обучающей среды. Он включает развитие навыков самообслуживания, игровой деятельности, общения, положительного отношения к труду и учению.
  3. Мотивационный блок связан с наличием у ребенка потребностей (мотивов) в овладении грамотным письмом.

Как видно из выделенных блоков, основным при формировании грамотности выступает нейропсихологический блок. Исследователи отмечают, что дисфункция мозговой деятельности, неравномерное развитие функциональных зон мозга, которые отвечают за пространственную ориентировку, зрительно-моторную координацию, слуховую память, приводят к стойким нарушениям в процессе формирования грамотности даже при условии сохранного интеллекта и развитых анализаторов. В этой ситуации необходимо применять методы нейропсихологического воздействия, которые способствуют развитию навыков, лежащих в основе успешности орфографических действий.

Нейропсихологические приемы в обучении орфографии

Нейропсихологическое воздействие реализуется на трех уровнях:

  1. Приемы, направленные на развитие энергетического блока мозга и связанные с активизацией внимания и памяти, сохранением работоспособности, умением переключаться с одного вида деятельности на другой.
  2. Упражнения, связанные с развитием умений планировать и осуществлять свою деятельность.
  3. Приемы, направленные на контроль и оценку своей деятельности.
«Нейропсихологические приемы в обучении орфографии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для успешного формирования орфографических навыков на основе нейропсихологического подхода необходимо сочетание, варьирование разных видов деятельности на уроке с одновременным применением четких алгоритмов выполнения действий. Например, при изучении словарных слов учитель помогает детям включиться в разные виды деятельности:

  1. Графический анализ слова с определением его буквенного состава.
  2. Анализ значения слова и соотнесение его с написанием. Например, в словах «акваланг», «акварель», «аквариум», «акватория» есть общий корень «аква» (вода), поэтому первая часть их пишется одинаково.
  3. Образование ассоциативных связей для слова (зрительных, слуховых, семантических): «гвоздика» похожа на «гвОздь», «горизонт»: на нем «гОры» как «зОнт» и проч.
  4. Приемы визуализации: слово иллюстрируется, к нему подбираются специальные картинки, которые помогают запомнить написание.
  5. Анаграммы: разбиение слова на буквы, перемешивание их в произвольном порядке и обратная операция – синтез слова из букв.
  6. Использование алгоритмов, основанных на телесном действии: ритмичные постукивания, шаги при орфографическом проговаривании слов; выполнение определенных действий при наличии в слове той или иной буквы: буква «о» в корне – вытянули руки вперед; буква «а» - сомкнули руки в круг; буква «и» - развели руки в стороны; буква «е» - расположили руки лесенкой и проч.

Для развития произвольного внимания и переключаемости можно использовать следующие упражнения:

  1. Разделить сплошной текст на слова.
  2. Подчеркнуть в слове только гласные (согласные).
  3. Вычеркнуть (закрасить) в слове те буквы, в написании которых можно ошибиться.
  4. Записывать каждое третье слово в ряду слов, продиктованных учителем.
  5. Записывать только слова, начинающиеся на определенную букву (звук).

Для формирования программных установок необходимо использовать в работе четкие алгоритмы, разбивая орфографическую задачу на ряд последовательных действий. Например, в слове «гуашь» на конце напишем мягкий знак, руководствуясь алгоритмом:

  1. Это существительное женского рода (да).
  2. Оно относится к третьему склонению (да).

Таким образом, использование нейропсихологических приемов при обучении орфографии помогает сформировать необходимые навыки, способствующие более успешному усвоению норм правописания.

Дата последнего обновления статьи: 23.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot