Вебинар как новый формат дистанционного занятия
В современном образовательном пространстве все большее значение приобретают дистанционные технологии организации учебной деятельности. Одной из форм организации и проведения учебных занятий с помощью телекоммуникационных технологий является учебный вебинар, отличающийся от традиционного урока. Для успешного осуществления дистанционного образования учитель должен владеть техниками, позволяющими эффективно подготовить и провести занятие в дистанционном формате.
Учебный вебинар – одна из наиболее распространенных форм проведения дистанционных занятий с использованием технологии видеоконференции в режиме онлайн.
Вебинары, как правило, проводятся в формате прямой трансляции, однако современные технические возможности позволяют вести записи вебинаров, что делает их доступными для просмотра и после завершения трансляции. Однако существенным минусом такого вебинара будет отсутствие обратной связи, которую участник или преподаватель может получить в ходе прямой трансляции.
Преимуществами вебинаров являются:
- удобный формат проведения без привязки к определенному месту или локации,
- доступность, позволяющая присоединиться к занятию участнику, находящемуся на значительном расстоянии от преподавателя,
- интерактивность, позволяющая преподавателю и ученику общаться и взаимодействовать в ходе обучения,
- возможность воспроизведения вебинара в записи для актуализации знаний.
Несмотря на наличие положительных сторон, у данной формы обучения есть и существенные недостатки:
- вебинар не позволяет контролировать степень активности и вовлеченности участников в содержание занятия,
- возможности получения обратной связи ограничены,
- удаленный формат работы требует от слушателей (участников) хорошо развитых навыков самостоятельной работы, внимательности, усидчивости, высокой мотивации к учению,
- педагог сталкивается с необходимостью искать новые формы мотивации и поддержания внимания.
Учебные вебинары имеют три разновидности:
- Вебианр-лекцию, который содержит только теоретический материал без отработки практических навыков.
- Вебинар-практикум, направленный на формирование умений и навыков.
- Комбинированный вебинар, включающий лекционный и практический материал.
Методика проведения учебного вебинара по русскому языку
Порядок проведения вебинара по русскому языку определяется несколькими параметрами:
- его дидактической целью,
- составом аудитории, на которую он рассчитан,
- содержанием учебного материала, который подлежит освоению в ходе дистанционного занятия.
Подготовка к вебинару начинается с определения темы и соответствующих ее образовательных целей. В зависимости от направленности занятия преподаватель выбирает необходимый формат: лекция, практикум или комбинированная форма.
Учитывая особенности дистанционного обучения, педагог должен тщательно продумать все этапы занятия от вхождения в тему до его завершения. Лекционный материал не должен быть слишком объемным, желательно сопровождать рассказ демонстрацией слайдов, суммирующих содержание лекции. Участники вебинара не должны оставаться пассивными слушателями лекции, поэтому педагог должен предусмотреть элементы активизации внимания и практической деятельности слушателей. Это может быть беседа по вопросам, мини-тесты, которые рассылаются в чате после прослушивания раздела лекции, а также иные формы активизации внимания: загадки, проблемные вопросы, на которые слушателям предлагается дать ответы в чате.
Необходимо также продумать момент начала вебинара, особенно если он предназначен для детей, чьи способности к концентрации внимания и самостоятельной работе остаются на слабом уровне развития. Это может быть демонстрация необычной картинки, имеющей отношение к теме, просмотр небольшого видеоролика, интересный факт или загадка, отгадать которую можно только в том случае, если ученики будут внимательно работать на протяжении всего вебинара. Интересен метод активизации внимания, использованный одним из педагогов: учитель сообщил в начале вебинара, что на протяжении занятия в самые неожиданные моменты на несколько секунд будет демонстрировать карточки со словами, в которых зашифрована пословица; тот, кто первый пришлет ему ответ после окончания вебинара, получит отличную оценку. Это стимулировало детей быть внимательней во время занятия и не отвлекаться.
В ходе реализации практической части занятия учитель должен предусмотреть такие виды работы, которые были бы уместны при дистанционном обучении. Так, можно использовать индивидуальные задания в чате, небольшие тесты в онлайн-формате, ссылки на которые педагог размещает в чате вебинара, а также выводить задания на экран и предлагать пользователям написать свои варианты ответа в чат и выбрать из них правильные.
На этапе завершения вебинара важно получить от участников обратную связь в форме вопросов, поэтому необходимо уделять время для их обсуждения. В конце вебинара также используются различные формы рефлексии предметного содержания: педагог выводит на экран краткое резюме занятия или просит учеников написать краткий отзыв о занятии в форме синквейна или диаманты.
Методически правильно организованный учебный вебинар позволяет достичь образовательные цели и способствовать языковому развитию учеников.