Лозунг как речевой акт
Одной из насущных проблем языкознания является проблема описания и типологизации речевых актов, которые принадлежат к разным сферам общения. При этом высказывания со значением побуждения занимают в этих исследованиях особое место, поскольку в теории речевых актов нет однозначного подхода к их классификации и определению специфики жанровых разновидностей. Внимания исследователей заслуживает такой речевой акт, как лозунг, который на современном этапе изучен недостаточно.
В теории речевых актов нет однозначного взгляда на сущность призывы. На практике принято отождествлять лозунг с призывом, опираясь на общепринятую семантику и то значение, которое зафиксировано в толковых словарях. Согласно этому представлению, лозунг выступает как разновидность призыва, отличающейся лаконизмом выражения идеи или требования, которые в нем содержатся. С этой точки зрения такие высказывания, как «Мойте руки перед едой!» или «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» можно отнести к лозунгам. С другой стороны, примеры употребления слова «лозунг» в естественной речи по данным Национального корпуса русского языка показывают, что в его семантике необязательно содержится сема «призыв». Например: «И главный советский лозунг "Незаменимых нет" больнее всего и бил по незаменимым»; «Лозунг "Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее" стал государственной истиной, основой, аксиомой нашего существования» и др.
Приведенные примеры показывают, что лозунг даже в обыденном языковом сознании не отождествляется с призывом, обладая собственными формально-содержательными особенностями, которые необходимо выявить и описать.
Коммуникативно-языковая характеристика лозунга
Будучи жанром публичного общения, лозунг обладает следующими коммуникативными характеристиками:
- Наличием трех субъектов коммуникации: адресанта (автора), коллективного адресата и косвенного адресата, который является обязательным участником ситуации общения и выступает как третье лицо, придающее лозунгу обобщенный статус, превращая его из выражения мнений, чувств, мыслей в сентенцию с универсальным значением.
- Лаконичностью формы, ее афористичностью и сентенциональностью. С точки зрения языковой организации лозунг, как правило, равен одному предложению.
- Многообразием коммуникативных интенций, позволяющих выделить различные типы лозунгов на основании анализа их целей. Так, существуют лозунги-призывы с семантикой побуждения к каким-либо действиям, лозунги-декларации, выражающие позицию адресанта по какой-либо значимой проблеме общественной, культурной или политической жизни, лозунги-обещания, суть которых заключается в информировании о намерении осуществить желаемое адресатом действие, а также лозунги-угрозы, предупреждающие о наступлении неблагоприятных последствий в случае совершения / несовершения каких-либо действий.
С точки зрения семантики лозунги функционируют не изолированно от группы текстов какого-либо дискурса (культурного, политического, образовательного, экономического, а также политического), но входят в его состав как сверхтекстовые единства, актуализируя определенные смысловые пласты. Так, многие политические лозунги воспринимаются как «коды» политического дискурса, маркирующие принадлежность участников коммуникации к определенным политическим силам или программам. Также другие типы лозунгов являются показателями конкретных типов дискурсивных практик, за которыми они закреплены.
Предметно-семантическая классификация лозунгов
С точки зрения тематики лозунги могут быть разделены на группы и подгруппы, объединенные единством предмета речи:
- Политические лозунги, касающиеся социально-политических условий функционирования общества, а также деятельности политических партий, их лидеров и групп.
- Экономические лозунги, отражающие особенности экономической политики, проводимых реформ и их последствий.
- Культурные лозунги, связанные с такими микротемами, как образование, творчество, духовные и материальные ценности и проч.
- «Бытовые» лозунги, представляющие собой трансформацию жанра в сфере межличностной коммуникации.
Исследование лозунга, как типа речевого акта, не должно ограничиваться общепринятыми сферами употребления. В лингвистике лучше всего изучены политические лозунги, относящиеся к сфере публичного общения. По коммуникативной цели они представляют собой лозунги-призывы и лозунги-декларации. Формально для них характерно использование языковых конструкций и грамматических средств со значением побуждения к действию: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Все на выборы!», «Голосуй или терпи дальше!» и прочие. Менее изучены лозунги, касающиеся функционирования в сфере межличностной коммуникации. Поскольку лозунг выступает как публичный речевой жанр, возникают вопросы относительно его статуса в бытовом общении. Например, нерешенным остается вопрос, можно ли отнести к лозунгам декларативные высказывания индивидов в межличностном общении, а также похожие на них по форме и семантике высказывания, содержащиеся в мотиваторах, шуточных плакатах, постерах и проч.
Дальнейшее исследования лозунга как речевого жанра призвано расширить представления о сферах его функционирования, разновидностях и языковых особенностях.