Лингвистический школьный блог как форма внеурочной работы
Развитие информационных технологий обусловливает их активное проникновение в сферу школьного образования. В настоящее время компьютерные и телекоммуникационные технологии используются как на уроках, так и при организации внеурочной работы с детьми, заинтересованными в более углубленном изучении предмета.
Школьный блог является одной из форм организации внеклассной работы, позволяющей ученикам проявить активность и самостоятельность в освоении интересующей их предметной области.
Школьный юлог представляет собой публичный информационный ресурс, существующий на одной из Интернет-платформ (социальные сети), посвященный образовательным и просветительским проблемам.
Ведение школьного блога на лингвистические темы является интересной и продуктивной работой по продвижению грамотности и развитию интереса к изучению русского языка. Кроме этого, деятельность, направленная на ведение школьного лингвистического блога, позволяет решить и иные образовательные задачи:
- Способствует расширению кругозора, стимулирует узнавать дополнительную информацию по теме и хорошо в ней ориентироваться.
- Развивает коммуникативные навыки, учит выражать свои мысли, писать тексты лингвистической тематики в научно-популярном и публицистическом стиле.
- Развивает навыки редактирования и стилистической правки текстов.
- Формирует творческий подход к учению и помогает реализовать креативные способности.
- Предоставляет возможность для личностного самовыражения и профессионального самоопределения.
- Прививает навыки самостоятельной работы с источниками.
Лингвистические школьные блоги могут быть разнонаправленными по своей тематике:
- Образовательные блоги содержат материалы, касающиеся вопросов изучения каких-либо разделов языкознания. Это могут быть блоги, посвященные разборам заданий, входящих в структуру экзамена по русскому языку, а также ресурсы, посвященные изучению отдельных разделов лингвистики: грамматики, правописания, стилистики.
- Просветительские блоги, ставящие своей целью поделиться с подписчиками интересной информацией о русском языке, истории и этимологии слов, занимательными фактами, нестандартными взглядами на привычные языковые явления.
- Консультативные блоги, создатели которых оказывают справочную помощь своим подписчикам, у которых возникают вопросы в области языковых норм.
- Блоги, направленные на популяризацию грамотности, развитие речевой культуры пользователей.
- Популяризаторские блоги, информирующие пользователей об информационных ресурсах, посвященных проблемам русского языка и его изучения.
Особенности лингвистического блога как дидактического средства
Ведение блога осуществляется в рамках внеклассной работы заинтересованной группой учеников. Эту форму работы может инициировать и учитель, который часто является модератором блога и оценивает контент с точки зрения его содержания и оформления.
Лингвистический блог – долгосрочный формат работы, предполагающий наличие многолетней традиции презентации достижений учеников в социальных сетях. Следует отличать блог, создаваемый учениками, и личные сайты и блоги учителей, формируемые для презентации и трансляции педагогического и методического опыта. У учительских сайтов иная целевая аудитория, чем у школьного блога, который рассчитан на подростков и содержит информацию, способную их заинтересовать и увлечь.
Возможности современных платформ Интернета позволяют не просто размещать текстовую информацию, но и сопровождать ее различными интерактивными формами: опросами, викторинами, играми, что повышает дидактическую ценность блога.
Блог выступает и как пространство организации дискуссии, которые выступаю как средство проблемного обучения, поскольку дают не одну, а несколько точек зрения на учебную ситуацию. Благодаря дистанционному характеру доступа блог помогает организовать постоянную обратную связь между участниками. Наличие режима комментариев позволяет каждому участнику высказать свою точку зрения и познакомиться с мнением оппонента, что не только способствует обмену мыслями, но и реализации функции взаимообучения. Кроме этого, при организации дискуссионных групп существует привлечения эксперта (педагога), который может высказать авторитетное мнение или охарактеризовать подходы, существующие к данному явлению в современном языкознании. Блог предоставляет ученику свободу в выборе учебного пути, поскольку стимулирует его выражать собственное мнение, а не преподносить готовый ответ, взятый из учебника, поэтому ведение блогов способствует развитию критического мышления и познавательной активности.
Материалы, публикуемые в блоге, способны пополнить портфолио работ ученика, стать основой для создания учебных проектов, докладов для конкурсов и школьных научных конференций.
Таким образом, внедрение практики ведения блога во внеурочную работу по русскому языку способствует повышению интереса к его изучению и развитию коммуникативных навыков и критического мышления учеников.