Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Антиномия фатических и информативных жанров в дискурсе медиа

Фатические жанры в массмедиа: понятие и разновидности

Современная генристика исследует различные аспекты соотношения фатических и информативных жанров в современном медиадискурсе.

Определение 1

Фатические жанры представляют собой совокупность жанровых образований, которые являются инструментом реализации поддерживающей функции общения.

Речевая фатика функционирует в пространстве «общения ради общения», охватывая преимущественно ритуализированные и традиционные формы речевой коммуникации, а также речевой этикет.

В отличие от информативных жанров фатические жанры практически не несут никакой новой информации. Наоборот, предсказуемость фатического жанра, его содержательная известность говорящему и слушающему обеспечивают успешность коммуникации.

В дискурсе современных массмедиа традиционная антиномия фатических и информативных жанров претерпевает изменения. В частности, фатические жанры активно проникают в дискурс массмедиа и начинают функционировать в нем наряду с жанрами информативными.

В пространстве медиадискурса жанры речевой фатики представлены различными формами:

  1. Байка как история, претендующая на правдоподобие, но отличающаяся смешением вымысла и правды и бытующая преимущественно в устном дискурсе.
  2. Анекдот или шутка (например, в печатных СМИ в разделах развлекательного характера).
  3. Гороскоп как прогностический жанр, не имеющий, однако, специфической информативной ценности и использующийся в развлекательных целях.
  4. Публичное поздравление в периодической печати или по телевидению.
  5. Высказывание блогера, не связанное со специфическими информативными целями (например, поздравление с праздником, беседа с подписчиками).
  6. Репрезентативный пост в социальных сетях, который выражает настроение автора, указывает на произошедшие всего жизни события и проч.
  7. Различные этикетные формы речи, проникающие в массмедиа (например, комплимент, благодарность или, наоборот, порицание, обвинение, а также извинение).
«Антиномия фатических и информативных жанров в дискурсе медиа» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Антиномия фатических и информативных жанров в дискурсе медиа

Разрушение традиционной антиномии фатических и информационных речевых жанров обусловлено следующими факторами:

  1. Изменение статуса речевой фатики в пространстве публичной массовой коммуникации.
  2. Доминирование текстоцентричного подхода к речевым жанрам и, как следствие, стирание границы между первичными м вторичными жанрами коммуникации.
  3. Широкие проникновение в сферу массмедиа жанров интернет-дискурса.
  4. Тенденция к персонализации общения.
  5. Усиление роли коммуникативной прагматики в аспекте установления контакта между автором и аудиторией.

Фатические жанры, функционируя в пространстве медиадискурса, трансформируют традиционные жанры массовой коммуникации, изменяя их прагматические установки. Характерный пример такой трансформации – появление такого фатического гибридного жанра, как мем, который несет не столько информативную функцию, сколько служит для установления контакта между собеседниками. При этом в массмедиа, особенно в Интернете, мемы становятся частью жанровой системы и активно участвуют в формировании коммуникативного смыслового пространства общения.

Другой пример показывает проникновение фатических жанров в гипержанровые образования, например, в дискурс женского журнала. Большинство публикуемых в женском журнале материалов - статей, рекомендаций, интервью – служат цели установления и поддержания контакта с читательницей, развития коммуникативной «эмпатии» к содержанию публикаций. Например, обзоры модных косметических средств или предметов гардероба, аксессуаров, помимо информативной функции, имеют ярко выраженный фатический характер, предполагающий имитацию ритуализованной женской коммуникации – разговора между подругами. Практические советы по улучшению отношений с партнером также имитируют разговор по душам. С этой целью используется прямое обращение к адресату, элементы оценочности, речевая проекция размышлений автора на адресата и проч. Вместе с тем женский журнал не перестает быть информационно-развлекательным жанровым образованием, в котором речевая фатика способствует привлечению читательниц к изданию.

Анекдот как жанр бытового устного дискурса становится частью медиадискурса благодаря его фатической функции. К примеру, в современной периодике анекдот не только становится частью развлекательного контента, но и функционирует в составе других жанров: статьи, интервью, авторский колонки и проч. При этом анекдот не выступает как доминирующий жанр массовой коммуникации, сохраняя свою закрепленность да устной сферой межличностного общения.

Таким образом, традиционная антиномия фатической и информационной коммуникации в современном медиадискурсе разрушается, что приводит к проникновению речевой фатики в дискурс социальных медиа.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot