Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психолингвистический анализ метафор в речи: теоретические концепции и результаты экспериментов

Психолингвистический анализ метафор в речи: теоретические концепции

Метафора в языкознании – одна из наиболее распространенных речевых фигур, которая широко используется в речи как письменной, так и устной.

Определение 1

Метафора представляет собой перенос значения слова или выражения с одного объекта на другой объект, схожий с ним по каким-то признакам или характеристикам.

Она может быть использована в качестве инструмента для построения картины мира, а также для изучения процессов восприятия языка и когнитивного моделирования.

В психолингвистике метафора рассматривается как явление, относящееся к процессу понимания и выражения речевого смысла. Ряд исследований свидетельствует о том, что метафорическая шкала является одной из наиболее удобных для изучения языковой картины мира и механизмов когнитивного моделирования.

Таким образом, метафора представляет собой не только языковое явление, но и психологический механизм, который используется человеком для осознания новых понятий и отношений, а также для построения своего представления о мире. Метафора используется для выражения идеи, которая не может быть выражена буквально или конкретно. Она помогает человеку понять сложные концепции и абстрактные идеи, а также сделать выводы о новых понятиях и явлениях на основе знакомых. Важно отметить, что метафора является социально-культурным феноменом и может быть присуща той или иной культуре, а также определенной эпохе и местности. Она может варьироваться в зависимости от контекста и взаимодействия с другими элементами речи.

Использование метафоры для изучения восприятия и моделирования языковой картины мира позволяет рассмотреть метафору не только как языковой элемент, но и как элемент культурологической, эстетической и философской значимости. Она позволяет увидеть глубинный и комплексный смысл языковой картины мира, а также взаимосвязь между языком и культурой.

«Психолингвистический анализ метафор в речи: теоретические концепции и результаты экспериментов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Существует несколько теоретических концепций, объясняющих метафорический язык:

  1. Одной из них является теория когнитивной лингвистики, основанная на предположении, что наше понимание мира основывается на наших физических и сенсорных впечатлениях. Согласно этой теории, метафоры используются для описания абстрактных понятий в терминах более конкретных понятий. К примеру, метафора болезни в дискурсе социальных медиа помогает описывать сложные экономические или политические явления: симптомы экономического кризиса, предвыборная лихорадка, агония политической системы и проч.
  2. Другая теория – это теория переноса значения, которая утверждает, что метафорический язык основывается на переносе смысла одного слова или концепта на другой в ходе эволюции языка, имеющего первоначальную образную природу (концепция внутренней формы слова А. А. Потебни). Это возможно благодаря тому, что существует общее для двух лексем ядро значений, которые объединяют члены метафорической цепи на основе ассоциативной связи. К примеру, сходство между спортивным состязанием и военным сражением позволяют применять по отношению к спортивному дискурсу милитарные метафоры: измотать противника, перейти в оборону, организовать защиту на правом фланге, одержать победу в решающей схватке.

Результаты экспериментального изучения речевых метафор в психолингвистике

Перспективным для психолингвистического исследования метафор в речи является проведение экспериментов, в ходе которых изучаются восприятие метафорических выражений у людей с разным опытом в данной предметной области.

Методика проведения психолингвистического основана на использовании специально разработанного теста, который позволяет оценить уровень понимания метафорической речи у участников. Такой тест может состоять из различных заданий, таких как задания на распознавание метафор, задания на идентификацию конкретных метафорических конструкций и задания на генерацию новых метафор в речи. В рамках эксперимента участникам предоставляются тексты с метафорами. Исследователи могут использовать различные типы метафор, такие как переносы антропоморфных свойств на неодушевленные объекты, метафоры войны, жизненного цикла, болезни, семейных отношений и другие. Затем участникам предлагается выполнить задания, которые предназначены для оценки понимания метафор испытуемыми.

Эксперимент может быть проведен с использованием функционального МРТ. Этот метод позволяет исследовать активность определенных частей мозга во время процесса понимания метафорической речи. Таким образом можно выявить, какие области мозга активируются при работе с метафорами и какие психофизиологические процессы происходят во время обработки метафорической информации.

Результаты психолингвистического эксперимента помогают понять, как люди воспринимают и обрабатывают метафорическую речь. Эти результаты могут быть использованы для улучшения языкового обучения и понимания языковой картины мира.

Рассмотрим некоторые разновидности психолингвистических экспериментов по изучению метафорической речи:

  1. В эксперименте, направленном на анализ восприятия структуры и семантики метафорических выражений, участникам было предложено оценить, насколько важно каждое слово в метафорическом выражении, а также то, какие ассоциации у них вызывают компоненты метафорического уподобления. Результаты показали, что люди с большим опытом в области восприятия предмета речи оценивают познавательную и дескриптивную ценность метафорических выражений более высоко и обладают более живыми ассоциациями, связанными с метафорами, чем люди без соответствующего опыта восприятия.
  2. В другом эксперименте лингвисты исследовали влияние контекста на восприятие метафорических выражений. Участникам были предложены метафорические выражения в разных контекстах, которые было нужно оценить с точки зрения уместности их употребления в контексте. Результаты показали, что метафорические выражения воспринимаются как более уместные в том контексте, который имеет схожие семантические характеристики с употребляемым метафорическим термином. Иными словами, метафоры должны быть органичны дискурсу. Поэтому за определенными типами дискурса закрепляются устойчивые метафорические ряды. Например, в спортивном и политическом дискурсе используются милитарные метафоры, в экономическом - метафоры болезни или жизненного цикла.

Выводы, сделанные в ходе научных исследований в области метафорической речи, дают возможность понять, как в речевой практике используются метафоры для описания мира и разных сфер общественной жизни. Таким образом, психолингвистический анализ метафор в речи на основе теоретических концепций и результатов экспериментов является важной составляющей в изучении языка и коммуникации.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot