Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Работа с креолизованными текстами на уроках русского языка: основные приёмы и формы учебной деятельности

Креолизованные тексты в современной коммуникации

Определение 1

Креолизованные тексты представляют собой гибридные формы организации текстового пространства, включающие поликодовые структуры в виде текстовой и визуальной составляющей.

Креолизованные тексты, ставшие предметом изучения лингвистики относительно недавно, получили широкое распространение в социальных медиа. На сегодняшний момент гибридные тексты окружают пользователей социальных сетей, мессенджеров, сайтов и блогов. К ним можно отнести плакаты, баннеры, рекламные щиты, мемы и проч. Будучи частью коммуникативной реальности, данные тексты исследуются с точки зрения их типологии, структуры, лингвистических особенностей, влияния на адресата. В то же время исследователи отмечают, что под влиянием этих текстовых образований происходит изменение способа восприятия информации, усиливается роль визуального компонента сообщения, в то время как текст приобретает второстепенное значение. Эти особенности, связанные с креолизованными текстами, находятся в поле зрения учителя-словесника, который следит за изменениями языковой среды и стремится адаптировать учебный процесс к этим изменениям, облегчив задачи языкового образования.

Место креолизованных текстов в обучении русскому языку

Креолизованный текст в настоящее время становится частью школьного курса русского языка. Его использование в процессе обучения происходит в нескольких аспектах:

  1. Различные виды креолизованных текстов (плакаты, мемы) используются как дидактический материал, с помощью которого решаются языковые задачи: изучается феномен коммуникации, анализируется текстовый материал и его лингвистические параметры, определяется роль невербальной информации в передаче смысла.
  2. Креолизованные тексты используются как вспомогательные средства визуализации в учебном процессе: так, педагог вовлекает учеников в деятельность по созданию лингвистических мемов, плакатов с целью закрепить определенные знания и навыки.
  3. Креолизованные тексты используются для создания проблемных ситуаций на уроке русского языка, формирования новых типов заданий и способов действий.

Работа с креолизованными текстами на уроках русского языка: основные приемы и формы учебной деятельности

«Работа с креолизованными текстами на уроках русского языка: основные приёмы и формы учебной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Рассмотрим основные приемы, используемые при работе с креолизованными текстами на уроке, а также соответствующие им формы учебной деятельности:

  1. Ученикам демонстрируются лингвистические мемы (или плакаты). После этого учитель организует беседу, затрагивая следующие вопросы: какова тематика плакатов; какую роль в них играет изображение, а какую – текст; какие языковые особенности можно заметить во всех надписях (краткость конструкций, использование императивных форм глагола, восклицательных и вопросительных предложений и проч.); где могут быть использованы данные плакаты.
  2. Учитель организует работу с деформированным текстом, в котором вместо отдельных слов или предложений используются изображения (это может быть повествовательный или описательный текст). Задача учеников – восполнить текстовые лакуны при помощи языковой информации, заменив ею невербальный (графический) компонент. Такая работа сходна с лингвистическим конструированием или лингвистическим экспериментом одновременно, потому что способствует развитию языкового чутья, чувства стиля, учит наблюдать за строением предложения, его семантико-стилистической окраской.
  3. Учитель предлагает ребятам найти известные тексты классиков и частично зашифровать их, используя графические средства (например, эмотиконы, различные картинки и проч.). Потом тексты демонстрируются одноклассникам, задача которых состоит не только в том, чтобы узнать текст-оригинал, но и восстановить его с сохранением особенностей стиля автора.
  4. Интересный и творческий вид работы – изучение переписки в социальных сетях или мессенджерах с точки зрения используемых в ней графических средств (гиф-картинок, эмотиконов). Такая работа может быть организована как проектная деятельность в старших классах, а также в классах с углубленным изучением русского языка и литературе. В ходе выполнения проекта ребятам предстоит повести небольшое лингвистическое исследование и выяснить, какие языковые элементы чаще всего сопровождаются (заменяются) эмотиконами; в каком значении или в функции какого языкового средства используется тот или иной эмотикон; существует ли универсальный смысл для каждого эмотикона, или он формируется ситуативно, в условиях контекста.
  5. Составление «словаря мемов (эмотиконов)» с указанием контекстов употребления тех или иных графических средств и примерным значением.
  6. Создание собственных креолизованных текстов на определенные темы и презентация их одноклассникам.

Такая работа позволяет учителю вывести преподавание за рамки школьной академической практики в живую речевую среду, показать ребятам особенности функционирования и строения современных высказываний, учит искать разные формы для выражения собственных мыслей, помогает лучше понять ценность и значимость языкового общения и его нормативных средств.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot