Лингвистические «тренажеры»
Обновление содержания и организационных форм школьного образования заключается в стремлении дать ученику больше возможностей для проявления активности, обеспечить включения в различные виды учебной деятельности. С этим связан поиск форм активизации познавательной деятельности на уроке, которые помогут реализовать это направление.
Использование лингвистического «тренажера» на уроке – это методический прием, способствующий активизации учебной деятельности, развитию языковых умений и навыков самостоятельной работы.
Использование лингвотренажеров на уроках способствует решению следующих задач:
- Развитие коммуникативных компетенций, умений ориентироваться в информационном поле, воспринимать и интерпретировать текст, формулировать свою мысль и выражать ее.
- Совершенствование предметных навыков, заключающихся в развитии орфографической зоркости, умения дифференцировать виды орфограмм по их опознавательным признакам, а также осуществлять различные виды языкового анализа.
- Развитие познавательных способностей, в частности мыслительных операций, связанных с сопоставлением и сравнением, анализом, обобщением, классификацией.
- Совершенствование регулятивных действий, предполагающих осознание целей учебной деятельности, планирование ее хода, осуществление контроля на всех этапах ее осуществления.
Лингвистический «тренажер» представляет собой дидактический материал, выстроенный таким образом, который позволяет ученику отрабатывать теоретические и (или) практические навыки по предмету.
Виды лингвистических «тренажеров» зависят от типа формируемых умений и навыков. На основании этого критерия выделяют тренажеры:
- орфографические, направленные на развитие орфографической зоркости и умений выделять опознавательные признаки орфограммы, осуществляя выбор правильного написания в соответствии с изученным правилом;
- пунктуационные, целью которых является применение пунктуационных норм на практике;
- грамматические, направленные на формирование умений языкового анализа;
- лексические, помогающие отработать навыки подбора синонимов, антонимов, сформировать умение различать паронимы, омонимию и полисемию и так далее;
- стилистические, закладывающие основы стилистических знаний, помогающие развить умение отбирать языковые средства в соответствии с особенностями и потребностями стиля.
По форме «тренажеры» можно разделить на следующие разновидности:
- Визуальные, представленные в виде рисунков, схем и диаграмм.
- Интерактивные, выполненные с использованием информационных компьютерных технологий.
- Игровые, основанные на технологиях дидактической игры.
Лингвистические «тренажеры» и их роль в формировании грамотности
Использование на уроках лингвотренажеров позволяет повысить уровень грамотности за счет реализации следующих направлений языкового образования:
- Формирование орфографической зоркости, которая заключается в умении видеть опознавательные признаки орфограммы и соотносить их с определенным типом орфограмм.
- Развитие умения определять условия выбора орфограммы, соотносить их с предложенной орфографической задачей.
- Развитие умений и навыков пунктуационного анализа, определения синтаксических условий выбора знака препинания.
- Становление грамматических знаний как базы для формирования грамотности, развитие умений дифференцировать части речи и их морфологические признаки, а также определять зависимость правописания от лексико-грамматической принадлежности.
- Развитие языкового чутья и навыков языкового анализа, необходимых для становления грамотности.
Интерактивный характер «тренажера» позволяет стимулировать учебную активность ребенка, включить его в процесс выполнения заданий, направленных на развитие языковых компетенций.
Преимущества использования лингвистического «тренажера» в процессе языкового образования состоят в следующем:
- Данная педагогическая технология стимулирует мотивацию к учению, способствуют развитию познавательного интереса к активности.
- «Тренажеры» экономят время педагога, позволяют проверить работу большого количества учеников сразу.
- Позволяют повысить качество знаний по предмету, сформировать необходимые компетенции.
Преимуществом лингвистического «тренажера» также является и то, что он может быть использован дистанционно, в процессе домашнего или удаленного обучения, что позволяет применять его как эффективное средство самостоятельной работы.
Простота и удобство проверки результатов делают «тренажер» эффективным средством текущего контроля и самоконтроля, позволяя соотносить цели и результаты обучения и своевременно корректировать ход образовательного процесса.
Таким образом, лингвистический «тренажер» выступает как эффективное образовательное средство, помогающее повысить учебную мотивацию и уровень знаний по предмету.