Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингвистические «тренажёры» и их роль в формировании грамотности

Лингвистические «тренажеры»

Обновление содержания и организационных форм школьного образования заключается в стремлении дать ученику больше возможностей для проявления активности, обеспечить включения в различные виды учебной деятельности. С этим связан поиск форм активизации познавательной деятельности на уроке, которые помогут реализовать это направление.

Определение 1

Использование лингвистического «тренажера» на уроке – это методический прием, способствующий активизации учебной деятельности, развитию языковых умений и навыков самостоятельной работы.

Использование лингвотренажеров на уроках способствует решению следующих задач:

  1. Развитие коммуникативных компетенций, умений ориентироваться в информационном поле, воспринимать и интерпретировать текст, формулировать свою мысль и выражать ее.
  2. Совершенствование предметных навыков, заключающихся в развитии орфографической зоркости, умения дифференцировать виды орфограмм по их опознавательным признакам, а также осуществлять различные виды языкового анализа.
  3. Развитие познавательных способностей, в частности мыслительных операций, связанных с сопоставлением и сравнением, анализом, обобщением, классификацией.
  4. Совершенствование регулятивных действий, предполагающих осознание целей учебной деятельности, планирование ее хода, осуществление контроля на всех этапах ее осуществления.
Определение 2

Лингвистический «тренажер» представляет собой дидактический материал, выстроенный таким образом, который позволяет ученику отрабатывать теоретические и (или) практические навыки по предмету.

Виды лингвистических «тренажеров» зависят от типа формируемых умений и навыков. На основании этого критерия выделяют тренажеры:

  • орфографические, направленные на развитие орфографической зоркости и умений выделять опознавательные признаки орфограммы, осуществляя выбор правильного написания в соответствии с изученным правилом;
  • пунктуационные, целью которых является применение пунктуационных норм на практике;
  • грамматические, направленные на формирование умений языкового анализа;
  • лексические, помогающие отработать навыки подбора синонимов, антонимов, сформировать умение различать паронимы, омонимию и полисемию и так далее;
  • стилистические, закладывающие основы стилистических знаний, помогающие развить умение отбирать языковые средства в соответствии с особенностями и потребностями стиля.
«Лингвистические «тренажёры» и их роль в формировании грамотности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

По форме «тренажеры» можно разделить на следующие разновидности:

  1. Визуальные, представленные в виде рисунков, схем и диаграмм.
  2. Интерактивные, выполненные с использованием информационных компьютерных технологий.
  3. Игровые, основанные на технологиях дидактической игры.

Лингвистические «тренажеры» и их роль в формировании грамотности

Использование на уроках лингвотренажеров позволяет повысить уровень грамотности за счет реализации следующих направлений языкового образования:

  1. Формирование орфографической зоркости, которая заключается в умении видеть опознавательные признаки орфограммы и соотносить их с определенным типом орфограмм.
  2. Развитие умения определять условия выбора орфограммы, соотносить их с предложенной орфографической задачей.
  3. Развитие умений и навыков пунктуационного анализа, определения синтаксических условий выбора знака препинания.
  4. Становление грамматических знаний как базы для формирования грамотности, развитие умений дифференцировать части речи и их морфологические признаки, а также определять зависимость правописания от лексико-грамматической принадлежности.
  5. Развитие языкового чутья и навыков языкового анализа, необходимых для становления грамотности.

Интерактивный характер «тренажера» позволяет стимулировать учебную активность ребенка, включить его в процесс выполнения заданий, направленных на развитие языковых компетенций.

Преимущества использования лингвистического «тренажера» в процессе языкового образования состоят в следующем:

  1. Данная педагогическая технология стимулирует мотивацию к учению, способствуют развитию познавательного интереса к активности.
  2. «Тренажеры» экономят время педагога, позволяют проверить работу большого количества учеников сразу.
  3. Позволяют повысить качество знаний по предмету, сформировать необходимые компетенции.

Преимуществом лингвистического «тренажера» также является и то, что он может быть использован дистанционно, в процессе домашнего или удаленного обучения, что позволяет применять его как эффективное средство самостоятельной работы.

Простота и удобство проверки результатов делают «тренажер» эффективным средством текущего контроля и самоконтроля, позволяя соотносить цели и результаты обучения и своевременно корректировать ход образовательного процесса.

Таким образом, лингвистический «тренажер» выступает как эффективное образовательное средство, помогающее повысить учебную мотивацию и уровень знаний по предмету.

Дата последнего обновления статьи: 28.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot