Контент-анализ в политической лингвистике
Метод контент-анализа, основанный на количественной оценке языковых данных, начинает складываться в конце XIX века. К этому периоду относится исследование газетной лексики США, которое позволило путем количественного сопоставления тематических групп лексики установить проблемное поле газетной журналистики (уголовная хроника, светские скандалы и проч.). В дальнейшем методика активно используется ВСША как инструмент изучения общественного мнения и культурных стереотипов. На протяжении XX века методика контент-анализа находила все более широкое применение в практике. Так, в период Второй мировой войны с помощью инструментов контент-анализа изучалась нацистская пропаганда в СМИ с целью прогноза значимых с политической точки зрения событий, подготовкой которых на идеологическом уровне и занималась пропагандистская пресса.
Контент-анализ - это прием квантитативного исследования, базирующийся на выявлении количественного состава лексики текста.
Сущность методики контент-анализа заключается в оценке лексической составляющей текста для выявления его семантики.
Методика основана на наличии связей между количественным лексическим составом текста и его качественными (содержательно-смысловыми) характеристиками. Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод о коммуникативных установках автора, его ценностях, господствующих представлениях и тому подобное. В политической коммуникации контент-анализ используется для изучения идеологической составляющей политических текстов, а также для выявления политических взглядов и ценностей.
Одним из основных понятий методики контент-анализа является понятие концептуальной переменной, которая выступает как категория, через приму которой происходит лексический анализ текста. Это могут быть такие категории, как противопоставление «свой / чужой», а также концепты «свобода», «демократия», «закон», «права человека». Каждая концептуальная переменная репрезентирована в текстах различными значениями, совокупность которых и образует семантику этой переменой.
Чем выше частота репрезентаций переменной в тексте, тем большее место занимает эта категория в семантике текста. Для корректного анализа необходимо, чтобы исследователь изначально установил все языковые репрезентанты для используемых переменных.
Проведение контент-анализа
Процедура контент-анализа обладает четкой структурой, включающей ряд этапов:
- Период, связанный с подготовкой исследования. На этом этапе происходит отбор материала и формирование корпуса данных для анализа. Как правило, это могут быть газетные публикации, стенограммы политических речей, программы партий и проч. В этот же период происходит постановка цели и задач исследования. В частности, лингвист должен определить, в каком аспекте он будет исследовать лексику данного корпуса, а также какие задачи хочет реализовать с помощью данного исследования.
- На следующем этапе происходит формулировка концептуальной переменной и ее возможных репрезентантов.
- Далее необходимо выбрать единицу кодирования, определяемую объемом и составом корпуса текстов, представленных для исследования. Для больших корпусов применяются более крупные единицы кодирования, в то же время выбор единицы кодирования зависит от способа проведения контент-анализа. При ручном контент-анализе необходимо использовать точную и единообразную формулировку кода. При автоматическом анализе текста исследователь задает машине набор языковых выражений кода.
- После определения единицы кодирования исследователь осуществляет кодировку текста.
- На пятом тапе происходит подсчет и интерпретация результатов.
- Завершающий этап – оценка результатов эксперимента, его точности, надежности и объективности. Этот этап является очень важным, так как результаты должны быть воспроизводимыми и повторяемыми при использовании этого же метода другими исследователями. Необходимо также различать достоверность данных исследования и семантическую достоверность контент-анализа. В первом случае достоверность обеспечивается надежностью принципов отбора данных, введения переменных и их языковых репрезентантов. Во втором случае достоверность связана с интерпретацией исходных данных исследователем.
Виды контент-анализа
Существует несколько видов контент-анализа, которые используются при исследовании политической коммуникации:
- Содержательный контент-анализ направлен на выявление семантической составляющей текста. При его проведении используется приведенная ранее схема, основанная на выделении концептуальных переменных и их речевых репрезентаций.
- При структурном контент-анализе речевые репрезентанты рассматриваются с точки зрения их формально-структурной организации. Например, исследователь ведет подсчет количества слов, абзацев, статей, посвященных той или иной концептуальной переменной. Это более простой вид анализа, но при этом отличается меньшей информативностью и точностью и требует дальнейшей интерпретации.
Использование контент-анализа в политической коммуникации относится к прикладным аспектам исследования текстов и способствует изучение когнитивных установок автора.