Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Литота и гипербола в разговорной и письменной речи

Литота и гипербола в устной речи

Гипербола и литота традиционно рассматриваются в ряду художественно-изобразительных средств языка, выполняющих стилистическую функцию.

Определение 1

Гипербола представляет собой приём, основанный на преувеличении каких-либо свойств или качеств какого-либо объекта или лица.

Яркий пример гиперболы – выражения типа «Сто лет тебя не видел» или «Умираю от голода», где преувеличение подчёркивает эмоционально-экспрессивный характер высказывания.

Определение 2

Литота – приём, обратный гиперболе, основанный на преуменьшении каких-то свойств и качеств.

Примеры литоты: Я только малюсенький глоточек сделал. Тут денег мало как кот наплакал.

Причины использования данных приёмов в спонтанной разговорной речи заключаются в стремлении говорящего привлечь внимание собеседника к сообщаемой ему информации, а также выразить свою оценку речевой ситуации.

Для разговорной речи характерны особые средства, передающие семантику гиперболизации высказывания или преуменьшения его содержания. Средствами гиперболизации выступают:

  1. Слова со значением избытка, часто употребляемые в переносном значении: навалом, пруд пруди, море, вагон, куча, гора и проч. Тут гора посуды! У меня дел вагон. Пруд пруди деликатесов! Море шансов уехать в отпуск.
  2. Лексемы с семантикой продолжительного времени: сто лет, целую вечность, до морковкина заговенья. Сто лет тут не был! Это не переделать до морковкина заговенья. Целую вечность не был дома.
  3. Слова и обороты со значением неоднократности: сто раз тебе говорил / тебя просил, вечно, всё время. Сто раз тебя просил не опаздывать. Вечно ты разбрасываешь свои вещи. Всё время ты бездельничаешь.
  4. Употребление форм множественного числа в функции единственного: Сидит и чаи гоняет. Некогда мне шататься по салонам и маникюрам.
  5. Использование определительных местоимений в сочетании с лексическими средствами: Весь отдел заболел гриппом. Каждый день одно и то же.
  6. Употребление частиц: Тут прямо-таки целая шайка замешалась. Он загорел сильно: прямо негритёнок какой-то!
  7. Фразеологизмы: Я встал ни свет ни заря. Кручусь как белка в колесе.
  8. Сравнительные обороты: Что ржешь, как лошадь? Муж храпит, как трактор. Орешь, как умалишенный.
«Литота и гипербола в разговорной и письменной речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Значение преуменьшения выражается:

  1. Лексическими средствами: словами с семантикой малого количества, недостаточности или отсутствия чего-либо. Здесь дел – на полминуты. Он сыру отрезал с мизинчик.
  2. Фразеологическими оборотами: кот наплакал, с гулькин нос.
  3. Уменьшительными суффиксами: Всего граммульку налил. Ошибочка вышла. Не доглядел чуток.
  4. Сравнительными оборотами: Отрезал, как украл. Еле плетёмся, как мухи.

Использование литоты и гиперболы в письменной речи

Функционирование гиперболы и литоты в письменной речи отличается от разговорной большей степенью интенциональности. Если в разговорной речи преувеличение или преуменьшение является спонтанным проявлением речевой экспрессии и для их выражения используется стандартный набор языковых средств, то в письменной речи, в частности в художественных текстах, данные приёмы используются специально для создания художественного образа. Языковые средства гиперболизации тщательно отбираются автором для характеристики персонажа, выражения авторской позиции или привлечения внимания читателя к какой-либо проблеме.

Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» поэт передаёт жесткость боя, большие потери с обеих сторон при помощи гиперболы: «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел». Протест и бунтарский настрой лирического героя В.В. Маяковского передаёт выразительная гипербола: «Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою отсюда до Аляски!» («Облако в штанах»).

Художественная гипербола, в отличие от разговорной, носит образный характер и создаёт у читателя определённую картину действительности. Использование гиперболы в портретной характеристике (например, гиперболизация образа Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму» или гиперболическое изображение скупости Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души») подчёркивает важные аспекты в понимании образа персонажа.

Сходную функцию выполняет и литота. Разнообразие её употребления в различных текстах позволяет сделать вывод о широте художественных задач, решаемых с её использованием. Например, образ «мужичка с ноготок» из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», основанный на литоте, призван показать тяжесть крестьянского детства, вызвать сочувствие читателя к угнетенному и бесправному ребенку. Средством характеристики персонажа, его низкой и угодливой сущности, становится литота в речи Молчалина из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: «Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка!».

Использование литоты и гиперболы в разговорной и письменной речи помогает передать эмоциональную оценку ситуации и служит средством выражения авторской позиции.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot