Конспектирование как метод языкового обучения
Современная образовательная ситуация предполагает развитие активности ученика, стимулирование его стремления к самообучению и самообразованию. Поэтому важным аспектом работы в школе становится формирование навыков самостоятельной работы с разными видами информации, что позволяет ученику успешно осваивать содержание программы и развивать свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Конспектирование представляет собой один из традиционных приемов работы с информацией, который заключается в ее анализе и переработке в соответствии с целями обучения.
Роль конспекта в обучении как текста, созданного на базе другого (научно-учебного) текста, нельзя недооценивать, поскольку конспектирование позволяет реализовать следующие учебно-познавательные задачи:
- Способствует систематизации знаний и, как следствие, их более прочному усвоению и запоминанию.
- Вооружает ученика приемами анализа информации, выделения существенного и несущественного в ее содержании, а также обучает способам презентации информации.
- Закладывает основы восприятия и понимания научного текста, знакомит с характерными особенностями научного стиля и структурой научного текста.
- Обогащает словарный запас ученика научной лексикой и терминологией, способствует формированию научного мировоззрения.
- Развивает мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации.
- Способствует развитию коммуникативных умений, помогает научиться излагать мысли с помощью языковых средств последовательно и непротиворечиво.
Конспект сочетает в себе признаки репродуктивного и творческого метода обучения, поскольку при конспектировании ученик сталкивается с готовой информацией и необходимостью ее самостоятельного преобразования. Это позволяет использовать конспект на начальных этапах обучения самостоятельной работе с источниками.
Приемы конспектирования
Конспектирование представляет собой деятельность речевого характера, в которой можно выделить следующие этапы:
- Первичная обработка информации. Научный текст оценивается с точки зрения его тематики и содержания, соответствия учебной задаче, которую ставит перед собой ученик. Материал, подлежащий усвоению, должен отвечать критериям важности, актуальности и новизны, поэтому на этапе первичного восприятия текста выделяется наиболее значимая в содержательном плане информация, которая будет отражена в конспекте. На этом этапе составляется план текста, выделяются пункты, соответствующие его основным мыслям.
- Вторичная обработка и отбор информации происходит в момент написания конспекта. Здесь большую роль играет переформулировка исходного текста, которая может быть основана на разных приемах. Например, ученик может использовать сокращение информации, выделяя в ней только существенное, главное, не отражая в конспекте второстепенные детали. Другой прием – обобщение, заключающееся в том, что ряд примеров, приведенных в научном тексте, в конспекте передаются в виде обобщающего вывода, который из них следует. Также применяется исключение избыточной в смысловом отношении информации, которая не влияет на содержание текста.
- Оформление конспекта, графическое выделение в нем значимых частей, необходимых для запоминания существенной информации.
При составлении конспекта широко применяются приемы стенографии, сокращения написанного. Интересным способом представления содержания текста является опорный схематический конспект, представленный в виде схемы (таблицы), содержащей основные понятия текста и связи между ними. Еще одна разновидность подобного конспекта - денотатный граф, представляющий собой вариант «ментальной карты», которая содержит основные информационные звенья текста.
Требования к конспектированию как методу обучения
Применяя конспектирование как метод бучения, педагог должен помнить, что эффективность метода зависит от предварительной подготовки. Ученика необходимо обучить приема конспектирования, показать, что конспект – это не дословное воспроизведение параграфа из учебника, а способ индивидуального представления информации, который необходим для ее прочного усвоения.
Другим требованием к конспектированию является его занимательность, интерес для ученика. При обучении составлению конспекта важно применять задания, способствующие развитию познавательной активности учеников. Например, поставить задачу написать «шпаргалку» по тексту параграфа для экзамена, ограниченную объемом в сто слов, составить «ментальную карту» текста, «нарисовать» текст с помощью схемы и т. д. Сочетание зрительной и текстовой информации, используемой при работе над конспектом, способствует более прочному усвоению навыков работы с текстом.
При составлении конспектов ученик должен быть ознакомлен с критериями их проверки и оценивания. Так, педагог оценивает конспект с точки зрения его содержательности, полноты передаваемой информации, оригинальности и правильности оформления, использования иллюстративного материала и так далее.
Конспектирование позволяет сформировать коммуникативные компетенции и умение работать с информацией, а также привить навыки самостоятельного изучения источников.