Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование виммельбуха на занятиях РКИ

Виммельбух как дидактический материал

В обучении русскому языку как иностранному педагог постоянно стремится использовать различные методы работы с языковым материалом, чтобы активизировать коммуникативные навыки учеников. Одной из востребованных форм работы является визуализация, которая сочетает зрительную, слуховую и моторную активность и помогает усвоить содержание изучаемых явлений.

Новым инструментом в преподавании РКИ является виммельбух, который может быть использован как дидактическое средство и наглядный материал.

Определение 1

Виммельбух – это особый тип издания, который представляет собой книжку-картинку с многочисленными персонажами, деталями, сюжетными линиями, как правило, не сопровождающуюся текстовым сопровождением.

Виммельбухи считаются детским чтением, однако они будут интересны и взрослым, особенно как вспомогательный материал при изучении языка, поскольку предоставляют богатые возможности для моделирования учебных ситуаций.

Использование виммельбуха на занятиях РКИ

Направления формирования языковых компетенций с помощью виммельбуха:

  1. Знакомство с новой лексикой: благодаря детализации картинок они наполнены различными предметами, элементами, которые требуют номинации. Рассматривая картинки, ученики знакомятся с новыми словами и сразу же получают представление об их предметно-понятийном содержании. Например, картинки виммельбуха «На ферме» позволяют выучить названия домашних животных и птиц и их детенышей: свинья – поросята, лошадь – жеребята, кошка – котята, собака – щенки, утка – утята, куры – цыплята и проч.
  2. Расширение словарного состава, овладение антонимами, синонимами. Например, ученик описывает картинку, используя антонимы «большой – маленький»: Кошка несет котенка в корзину. Он маленький, а она большая. Другой пример – использование синонимов: У узкого, неширокого ручейка пасется лошадь.
  3. Освоение грамматических категорий: виммельбухи позволяют изучать не только субстантивную лексику, но и слова других грамматических разрядов: прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, союзы. При этом сюжетная составляющая картинок позволяет актуализировать и отдельные грамматические категории, например, время глаголов. Например, ученик, глядя на фрагмент картинки, где двое персонажей разгружают грузовик, может употребить все три временные формы: Рабочий разгружает машину. Он уже вытащил из кузова несколько коробок. Когда он вытащит все коробки, он отнесет их на склад.
  4. Овладение служебными частями речи: с помощью картинок виммельбуха удобно отрабатывать предлоги направления и движения, времени, пространственных отношений и проч. Для этого учитель выбирает определенный фрагмент изображения, записывает предлоги и просит составить с ними предложения по картинке. Например: Девочка стоит у витрины киоска. Она держит в руках деньги. Девочка смотрит на свежую выпечку. От киоска отошла женщина. В руках у нее сумка. Из сумки виден хлеб.
  5. Освоение синтаксических конструкций. Работу можно проводить на разных уровнях языковой подготовки. Ученики могут составлять словосочетания с новыми лексическими единицами, а также предложения по опорным схемам, образцу и т.п. С помощью картинок можно организовать учебные диалоги: ученики работают в паре, один спрашивает партнера о том, что изображено на картинке, второй отвечает.
  6. Развитие навыков связной речи. С опорой на картинки можно составлять истории, рассказы, сказки. Учитель может предложить разные формы работы: составить рассказ по плану (вопросам); продолжить текст по заданному началу; сделать репортаж по картинке; написать рассказ от лица одного из персонажей и проч.
  7. Погружение в национально-культурные особенности языковой среды. Осваивая виммельбухи, инофоны знакомятся с бытом, культурой чужой страны, осваивают формулы речевого этикета, разыгрывая диалоги от лица персонажей, знакомясь с типичными коммуникативными ситуациями.
  8. Формирование коммуникативных навыков. Виммельбухи могут быть использованы как основа для организации учебной дискуссии, проектной работы, конференции, круглого стола. Например, работая с виммельбухом «На ферме», учитель может организовать учебную дискуссию «Жизнь в деревне или переезд в город: за и против?», а также предложить ученикам языковой проект «Изображение жизни русской деревни в произведениях русской литературы».
  9. Развитие творческого подхода к освоению языка. Использование картинного материала способствуют проведению занятия в более неформальной, творческой обстановке, что позволяет ученику стать участником живого общения, развить фантазию, проявить нестандартный подход к решению языковых задач.

Виммельбухи являются вспомогательным дидактическим материалом при изучении русского языка иностранцами. Их использование на занятиях расширяет лингвистический кругозор, стимулирует речевую активность и позволяет проявить творческий потенциал учеников.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot