Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Градирование языка преподавателя в обучении РКИ

Градирование языка преподавателя в обучении РКИ

Преподаватель РКИ взаимодействует с учениками разного уровня подготовки, которые показывают разную степень владения русским языком, а также различный уровень понимания речи. Следовательно, речь преподавателя на уроке должна отвечать языковым возможностям обучающихся. При несоблюдении этого требования возникает ситуация непонимания между педагогом и учениками, которая ведет к тому, что учебный процесс не может быть успешным. Чтобы избежать подобных проблем, преподавателю необходимо применять технику градирования языка на уроке.

Определение 1

Градирование языка представляет собой процесс адаптации речи преподавателя к возможностям ее понимания учеником.

Градирование чаще происходит по направлению «сверху вниз», то есть сложная речь преподавателя нуждается в адаптации к начальному уровню учеников. Реже встречается обратная ситуация, при которой необходимо намеренно использовать сложные конструкции, семантически насыщенные структуры, чтобы общаться с учеником, владеющим русским языком на продвинутом уровне.

Психологической основой градирования выступает учение Л.С. Выготского о зонах развития, которые организуют процесс обучения. Зона ближайшего (потенциального) развития не может резко отличаться по уровню от зоны актуального развития, иначе ученик не сможет овладеть необходимым набором навыков, которые помогут осуществить переход на следующую ступень обучения. В соответствии с этими представлениями речь преподавателя по уровню сложности должна находиться в зоне ближайшего развития, создавая необходимое противоречие между текущими и потенциальными возможностями ученика, но не закрывая саму возможность перехода на следующую ступень языкового развития.

«Градирование языка преподавателя в обучении РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Техника градирования речи преподавателя

Градирование речи не сводится к простому упрощению словаря или используемых конструкций, оно предлагает комплексный подход к решению вопроса о речевом взаимодействии преподавателя и ученика. Градирование затрагивает несколько аспектов:

  1. Языковую трансформацию на уровне лексики, грамматики. Произносительных конструкций.
  2. Концептуальную адаптацию на уровне содержания.
  3. Контекстуальную трансформацию, то есть приспособление речи к условиям речевой ситуации.

Градирование начинается с устранения избыточной языковой сложности, препятствующей пониманию сказанного. Языковое градирование включает несколько направлений:

  1. Адаптация словарного состава речи: преподаватель должен стремиться к максимальной простоте используемых понятий и определений, избегать излишнего наукообразия, употребления тех слов и выражений, которые незнакомы ученикам. С этой целью необходимо использовать синонимы, в том числе функционально-стилистические. Например, нецелесообразно в аудитории с начальным уровнем знания русского языка во время урока использовать такие выражения, как «орфоэпические нормы», «акцентологические схемы». Проще объяснить эту тему через понятия произношения и ударение.
  2. Адаптация речи на произносительном уровне. Как правило, речь преподавателя РКИ отличается повышенной четкостью, проговариванием всех звуков, минимальной редукций гласных звуков и слабым изменением согласных в потоке речи. Этот вариант произношения отличается от беглой устной речи, которая используется в спонтанной коммуникации, так как происходящие в ней фонетические изменения плохо воспринимаются учениками на начальном уровне овладения языком.
  3. С фонетической адаптацией тесно связано и приспособление темпа речи к потребностям учеников. Так, ученик с начальным уровнем подготовки испытывает трудности при восприятии беглой речи и нуждается в более размеренном произнесении фраз.
  4. Синтаксическая трансформация касается, во-первых, общей длины высказывания, которое не должно превышать пяти-семи слов (фонетическая фраза), во-вторых, используемых структур. Нецелесообразно перегружать речь вводными словами, оборотами, осложняющими структуру предложения. Предложения должны быть краткими, четкими, максимально простыми по форме.

Адаптация речи на уровне содержания предполагает использования языка лингвистического описания (метаязыка) для характеристики объясняемых языковых явлений. Как правило, ученику не нужно знать досконально названия всех терминов или типов грамматических конструкций, чтобы правильно употреблять их в речи, поэтому необходимо ограничиваться только той информацией, которая имеет непосредственное отношение к изучаемой теме.

Контекстуальной градации можно добиться за счет правильного использования невербальных средств коммуникации, с помощью которых возможна адаптация речевого содержания. Известно, что эмоциональная, живая речь, изобилующая интонациями, сопровождаемая умеренной жестикуляцией и мимикой, способствует лучшему усвоению содержания сообщения. В этом случае невербальная составляющая как бы дублирует речевую интенцию, помогая добиваться взаимопонимания и отклика на эмоциональном уровне.

Градирование языка преподавателя должно сопровождаться обязательной реализацией следующих методических условий:

  1. Использование наглядности, демонстрации, визуальной опоры.
  2. Разбиение сложного задания на ряд простых и понятных без дополнительного пояснения.
  3. Использование примеров, понятных ученикам и иллюстрирующих теоретические положения.
  4. Диагностика и учет уровня речевого развития учеников.
  5. Индивидуальный подход к удовлетворению их образовательных потребностей.
Дата последнего обновления статьи: 16.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot