Общая характеристика речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи
Под понятием тяжёлые нарушения речи обычно объединяют группу речевых расстройств сложной природы, которые значительно влияют на становление связной речи и наблюдаются у детей, не имеющих сопутствующих нарушений слуха и интеллектуальной деятельности. Особенностью данных нарушений является их комплексный характер: наблюдаются не только артикуляционные дефекты, но и многочисленные нарушения со стороны морфологии и синтаксиса, скудный словарь, недостаточность развернутой фразовой речи. При этом общее интеллектуальное развитие ребенка может соответствовать возрастной норме, однако из-за недостаточного развития речи, являющейся мощным инструментом познания и обобщения, могут страдать и когнитивные способности, существенно ограничиваться логические операции и произвольные психические процессы.
Рассмотрим особенности тяжёлых речевых нарушений.
Алалия - полное отсутствие фразовой речи наблюдается при грубом нарушении процесса речепорождения. В норме ребенок усваивает родной язык в процессе непосредственного общения со взрослыми путем подражания их речевой деятельности. При ограничении потребностей в коммуникации, неблагоприятных социально-педагогических условиях, поражениях головного мозга наблюдается замедление усвоения речи или ее полное отсутствие.
Афазия представляет собой распад уже формирующихся навыков речепорождения
Чаще всего она наблюдается при приобретенных в раннем возрасте заболеваниях центральной нервной системы. В этом случае утрачиваются приобретенные речевые навыки, а новые или не формируются, или формируются с значительным отставанием.
Дизартрии - речевые нарушения, связанные с нарушением иннервации речевых органов. Разные формы дизартрии характерны для детей с органическими поражениями центральной нервной системы: эпилепсия, детский церебральный паралич.
При дизартрии страдает не только произносительная сторона речи, но и грамматический строй, и словарный состав.
Ринолалия - нарушение, обусловленное дефектами в строении неба и верхней губы, приводящее к неправильной фонации за счёт появления ярко выраженного носового оттенка звучания, невозможности артикулировать ряд звуков и проч.
Для всех форм тяжёлых речевых нарушений характерно недостаточное развитие грамматических навыков трудности в постижении закономерностей словоизменения и словообразования, замедление темпов усвоения структуры предложения, большое количество аграмматизмов, неразвитый словарь.
Формирование грамматических понятий у школьников с тяжелыми нарушениями речи
На развития речи у ребенка с тяжёлыми нарушениями речепорождения влияют следующие факторы:
- Степень выраженности нарушения, время его возникновения и характер протекания. Речевые нарушения, возникшие на почве органических поражений мозга или органов артикуляции, имеют более стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. Возникшие в раннем возрасте аномалии речевого развития сложнее исправить, так как приходится не только корректировать сами речевые дефекты, но и заниматься процессом "запуска" речевой функции в целом.
- Наличие сопутствующих речевых нарушений в виде сложных произносительных дефектов, заикания, трудностей голосообразования.
- Социальные условия: в семьях с речевыми нарушениями ребенку сложнее исправить дефект, поскольку он постоянно находится в аномальной речевой среде.
- Своевременность и полнота коррекционной работы. Чем раньше родители обращаются за помощью при речевых нарушениях, тем больше вероятность их успешной коррекции.
Основные направления работы при коррекции грамматических нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речевого развития заключаются в следующем:
- Нормализация артикуляции, устранение имеющихся дефектов произношения, развития фонематического слуха для полноценного восприятия звуковой стороны речи.
- Пополнение активного и пассивного словаря, развитие навыков языкового обобщения, усвоение парадигматических отношений в лексике: омонимов, синонимов, антонимов.
- Формирование практических навыков словоизменения, дифференциация падежных окончаний, которые смешивает ребенок, развитие навыков согласования, предложно-падежного управления и их актуализация на уровне предложения и текста. Необходимо, чтобы данные речевые навыки не существовали изолированно, но стали частью речевой практики ребенка.
- Усложнение словообразовательных навыков, знакомство с разными словообразовательными моделями, значениями суффиксов субъективной оценки и формирование умений употреблять их в речи в соответствии с нормами грамматики.
- Развитие представлений о структуре предложения, его роли в общении и познании мира. Формирование высказывания, построенного по законам русского синтаксиса, с соблюдением норм грамматической связи его частей. Обучение строить подобные высказывания и употреблять их в речи.
- Развитие связной речи, потребности в создании развернутых высказываний. Овладение навыками употребления всех языковых единиц для создания собственных речевых произведений.
Показателями успешности работы по развитию грамматического строя речи при тяжёлых ее нарушениях являются:
- Количественное и качественное усложнение словаря.
- Появление в речи разнообразных синтаксических конструкций.
- Уменьшение аграмматизмов.
- Формирование правильной артикуляции.
- Появление развернутой фразовой речи.
- Развитие навыков речевого самоконтроля.
- Развитие коммуникативных навыков.
Работа по коррекции грамматических навыков при тяжёлых формах речевых нарушений носит длительный характер и сочетается с медицинской и социально-психологической реабилитацией.