Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Фонационные и кинетические виды паралингвистических средств в русском языке

Паралингистика и её средства

В последнее время в лингвистике всё больше внимания уделяется тем аспектам коммуникации, которые имеют невербальную природу. Осознание их особой роли в общении пришло, с одной стороны, благодаря социальной психологии, а с другой – с развитием виртуальных средств коммуникации, в которых привычные составляющие общения, например, образ собеседника с его голосовыми, мимическими, жестовыми особенностями, исчезают.

Определение 1

Паралингвистика – это область языкознания, предметом изучения которой являются неязыковые факторы и средства общения и их роль в коммуникации.

Паралингвистические факторы и средства общения изучаются в рамках социальной лингвистики, этнолингвистики и теории коммуникации. Исследователей интересует, какие невербальные средства используются в процессе общения, какую информацию они способны передавать, в чём заключается их национальная специфика, а также то, как они характеризуют особенности коммуникантов (социальные, гендерные, возрастные).

Обычно в области паралингвистических средств выделяют три группы:

  1. Фонационные, отражающие особенности звучащей речи. Сюда входят такие качества, как темп речи (то есть её скорость), тембр (звуковая окраска голоса), громкость, особенности речевого дыхания и характер заполнения пауз, а также наличие артикуляционных особенностей, влияющих на восприятие речи (например, черт диалектного произношения, речевых дефектов).
  2. Кинетические, связанные с мимикой, жестами, пантомимикой, позой оратора, способностью владеть своим телом и быть «органичным» в процессе коммуникации.
  3. Графические, связанные с особенностями письменной речи. К ним относят индивидуальную манеру письма (почерк), шрифтовое оформление печатного текста, использование символов невербальной природы (эмотиконов).

В процессе коммуникации данные средства выполняют следующие функции:

  • Информационную: они «сигнализируют» об эмоциях, чувствах говорящего / пишущего, передают его отношение к ситуации общения.
  • Прагматическую: способствуют установлению контакта с собеседником, служат для привлечения внимания к речевому сообщению.
  • Фатическую: способствуют созданию более благоприятной атмосферы для общения, объединяют его участников, снимая напряжение.
  • Экспрессивную: помогают выразить эмоциональное отношение, дать оценку ситуации общения.
  • Характеризующую: предоставляют информацию о личности говорящего, демонстрируют степень его открытости в общении, наличие / отсутствие уверенности, а также навыки в области этикета.
«Фонационные и кинетические виды паралингвистических средств в русском языке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Фонационные и кинетические виды паралингвистических средств в русском языке

Роль фонационных средств особенно высока в устном общении. Многие дефекты произношения, например, значительно затрудняют восприятие чужой речи, следовательно, и понимание её содержания.

Важную роль играют акустические характеристики голоса: его высота, сила (иначе – громкость). При отсутствии грубых физиологических нарушений данные показатели в среднем имеют более или менее постоянную величину, обусловленную особенностями речевого анализатора. Голос женщин в целом выше, чем голос мужчин. Сила голоса измеряется в децибеллах (дБ) и варьируется в диапазоне от 30 до 110-130 дБ (от шёпота до крика). Сила голоса выше у певцов и ораторов, постоянно практикующих публичные выступления (лекторы, педагоги).

Тембральная окраска определяется дополнительными призвуками, которые сопровождают процесс фонации. Богатая в тембральном отношении речь отличается разнообразием обертонов, оттенков звучания. Наоборот, монотонная, невыразительная речи характеризуется однообразным тембром. При различных нарушениях (например, вследствие разрастания полипов, аномалий развития органов речи) тембр может приобретать носовой (назализованный) призвук, что делает речь невнятной, гнусавой.

Артикуляционные особенности также влияют на восприятие речи, поскольку хорошая дикция позволяет избежать искажения слов при их произнесении. При нарушениях процессов звукообразования (дислалиях) возникают сложности с артикуляцией как отдельных звуков (например, шипящих, свистящих), так и их групп. В результате речь приобретает характерную произносительную особенность: шепелявость, присвист, картавость и проч. Обычно данные нарушения характерны для речи детей 3-5 лет, которые не до конца овладели фонетической системой родного языка, однако устойчивое сохранение дефектов произношения в более позднем возрасте требует консультации логопеда.

Кинетические средства коммуникации имеют национально-культурную специфику и отличаются индивидуальным своеобразием. Так, для некоторых людей характерна повышенная жестикуляция, живая и выразительная мимика, другие же более сдержанны в общении.

Совокупность жестов, имеющих знаковую природу и служащих целям коммуникации, образуют «язык» жестов. Например, поднятый вверх большой палец в большинстве стран Европы обозначает одобрение, положительную оценку. Аплодисменты являются универсальным средством выражения похвалы в адрес артиста. Рука, поднятая вверх, может служить знаком привлечения внимания (например, во время урока или на собрании), служить для «голосования» на дороге (просьба для водителя остановиться) или сигнализировать о принятии какого-то предложения при его коллективном обсуждении.

Мимические средства также имеют свои значения: например, улыбка сигнализирует о наличии у собеседника положительных эмоций, доброжелательном настроении, поднятые вверх брови сигнализируют об удивлении, зевота – о скуке и проч.

По оценкам специалистов, не менее тридцати процентов общего объёма информации в бытовом общении человек получает с помощью невербальных средств. Они помогают быстро реагировать на изменение настроения собеседника, оценивать его отношение к происходящему. Поэтому необходимо знать «язык тела» и уметь грамотно использовать его в общении.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot