Фанфикшн как социально-педагогический феномен в языковом образовании
Обучение чтению выступает одной из наиболее актуальных проблем, получивших разработку в традиционной методике языкового образования. Чтение является рецептивным видом речевой деятельности, то есть предполагает восприятие, понимание и осмысление прочитанного. Владение чтением как коммуникативным инструментом выступает одной из целей языкового образования и речевого развития школьника, базирующимся на полном понимании текстов, принадлежащих к разным стилям и жанрам.
На современном этапе анализ социально-психологических особенностей чтения подростков показывает, с одной стороны, сужение круга читательских интересов, с другой – рост популярности развлекательного, досугового чтения, которое постепенно вытесняет чтение художественной литературы и чтение с образовательными целями. В сфере читательских интересов подростков оказывается массовая периодика, комиксы, манга, а также фанфикшн как феномен культуры постмодерна.
Фанфикшн представляет собой процесс создания вторичного текста, который создан как вариация (реплика) по мотивам художественного произведения, популярного кинофильма или сериала, а также всю совокупность подобных произведений – фанфиков.
Фанфикшн полностью соответствует особенностям текстов постмодерна и обладает их характерными чертами:
- Вторичность: фанфик создается на основе образца, из которого заимствует героев, атрибутику, литературную топику и иные черты.
- Интертекстуальность: в тексте фанфика существуют отсылки к первичному тексту-источнику, понятные тем, кто знаком с оригиналом.
- Феномен «диффузного автора»: фанфик может создаваться анонимным автором или коллективом авторов, в результате представление о едином авторе – создателе текста – утрачивается, размывается.
- Многообразие стилей и жанров, предназначенных для читателей с различными литературными вкусами.
- Вариативность сюжетных линий (известны фанфики, которые строятся как сюжетные ответвления более сложных фанфиков).
Стратегии чтения текстов фанфикшн и их влияние на формирование читательских навыков
Будучи новым типом текста, который входит в круг чтения подрастающего поколения, фанфик формирует новые стратегии чтения, отличные от тех, с которыми школьник привык иметь дело при чтении классических произведений из программы по литературе. Как социально-педагогический феномен фанфикшн предполагает формирование нового взгляда на природу художественного текста:
- Отсутствие канонического текста и, следовательно, читательская свобода в компоновке событий, характеристике героев и интерпретации сюжета.
- Сотворчество в процессе чтения: авторский текст становится не материалом анализа, а стимулом для создания собственного текста.
- Отсутствие образцов и ориентация на свободу в выборе форм выражения текстового содержания.
- Наличие у читателя «фоновых знаний» об истории, что обусловливает лаконизм в описании героев и раскрытии их характеров, акцент переносится на действие
- Возможность влияния на текст и диалога с автором посредством комментариев и проч.
Таким образом, фанфикшн порождает интерактивные стратегии работы с текстом, которые направлены не на изучение его структуры, формальной организации, а на создание литературно-творческого дискурса вокруг известной темы или сюжета. Принципиальная ориентация на «домысливание» и «пересоздание» текста ведет к отказу от интерпретации в пользу трансформации текстового содержания.
Использование текстов фанфикшн в языковом и литературном образовании
Использование возможностей фанфикшна в образовании является спорным, поскольку «окололитературное» творчество учащихся не может заменить полноценной работы по осмыслению и анализу художественного текста. В практике школьного обучения не раз предлагались задания, связанные с дописыванием концовки произведения, изменением сюжета, однако уровень и качество их выполнения показывают непонимание смысла произведения и авторского замысла. Поэтому учителю необходимо использовать отдельные возможности фанфикшн для стимулирования творческой деятельности учащихся на уроке. Например, ученикам можно предложить задания, которые основаны на творческом переосмыслении текста произведения:
- Рассказать о событиях от лица героя произведения (или его возможного участника).
- Создать литературно-критическую рецензию на произведение.
- Создать по мотивам произведения комиксы, иллюстрации, видеоролики, буктрейлеры.
- Написать письмо к читателю от лица литературного героя.
- Создать сценарий для инсценировки на основе литературного произведения.
- Создать интерактивную карту произведения или ленту времени.
- Сформировать виртуальный музей артефактов (образов) произведения. Например, при чтении «Евгения Онегина» был создан «Музей романа в стихах», в который вошли образы, появлявшиеся на страницах романа, предметы быта той эпохи, портреты современников Пушкина, упомянутых в романе, планы русской усадьбы и Петербурга первой трети XIX века.
Таким образом, фанфикшн как социально-педагогический феномен в языковом образовании позволяет стимулировать воображение учащихся при работе с текстом и ориентировать на креативный формат представления своих знаний о произведении.