Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изучение прямой речи в школе

Понятие прямой речи

Определение 1

Прямая речь - это термин, используемый для обозначения способа передачи чужой речи на письме.

Как правило, существуют два способа передачи чужого высказывания в тексте:

  • Дословное воспроизведение чужой речи.
  • Передача чужой речи от лица говорящего.

В первом случае используемая для этого синтаксическая конструкция имеет двухчастную структуру: первый компонент - собственно речь лица, второй - указание на авторскую принадлежность данного высказывания. Иными словами, это собственно прямая речи и слова автора. Например, А.С. Пушкин писал: «Чтение - вот лучшее учение». «В человеке все должно быть прекрасно», - говорил А.П Чехов. Если дословная передача невозможна, используется сложноподчинённая конструкция с придаточными изъяснительным. Данный способ оформления чужого высказывания называется косвенной речью. К примеру: Пушкин отмечал, что чтение является лучшим учением. Чехов считал, что в человеке все должно быть прекрасно.

Особенностью прямой речи является её пунктуационное оформление на письме, для чего используются прямая речь и диалог. Рассмотрим их более подробно.

Оформление прямой речи на письме зависит от позиции, которую занимает высказывание лица по отношению к словам автора. Здесь возможны несколько случаев:

  1. Прямая речь находится в постпозитивном положении. Например: Уж подумал: «Летай или ползай - конец известен». В данном случае компонент, содержащий слова автора, находится в препозитивном положении, и после него ставится двоеточие. Высказывание лица, которому принадлежит сообщение, заключается в кавычки и пишется с заглавной буквы. При необходимости передать вопросительную цель высказывания или интонацию восклицания до закрытия кавычек ставится знак вопроса или восклицания, затем закрываются кавычки, при этом знак завершения в виде точки не используется.
  2. Прямая речь находится в препозиции. Например: «Я вас люблю», - признается Татьяна Онегину. В данном случае она начинается с заглавной буквы, а перед словами автора используется запятая и тире.
  3. Слова автора вклиниваются в высказывание лица, «разрывают» прямую речь, включаясь в неё. К примеру: «Нет, поминутно видеть вас, - страстно пишет Онегин, - повсюду следовать за вами». В данном случае кавычки используются только в начале предложения и в его конце. Здесь могут наблюдаться следующие варианты пунктуации: 1) «Братья и сестры! - шутливо начал он. - Не желаете ли вы для начала послушать меня?»; 2) «Какая прелесть, - прошепелявила княжна. - И как вы решились отдать такое сокровище, не понимаю?!».
«Изучение прямой речи в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Использование диалога для передачи чужой речи удобно в том случае, если в тексте воспроизводится слишком много бесед. В основном это характерно для художественных произведений. Высказывание лица в диалоге называется репликой. Каждое высказывание собеседника оформляется с красной строки и отделяется тире. Кавычки не используются. Пунктуация при словах автора сохраняется, как и в конструкциях с прямой речью.

Например,

  • Тит, а Тит, - раздался в ночи молодой, насмешливый голос. Человек, называемый Титом, помолчал, потом нехотя ответил ворчливым тоном: -Ну, чего тебе? -Иди молотить! - едва сдерживая смех, звонко крикнул молодой голос, и где-то рядом с ним дружно захохотали.

Изучение прямой речи в школе

Изучение прямой речи начинается в пятом классе, когда ученики знакомятся с понятиями собственно прямая речь, слова автора, учатся оформлять предложения с прямой речью на письме, знакомятся с диалогом и пунктуацией при нем. В дальнейшем при изучении синтаксиса простого предложения в восьмом классе ученики более подробно знакомятся с понятием чужой речи. На данном этапе вводится информация о прямой речи, разрываемой словами автора, и знакомятся с разными способами цитирования и оформления цитаты на письме. В процессе изучения темы ученики осознают разницу между прямой речью и цитированием, учатся уместно вводить цитаты в свои речевые произведения, осваивают культуру оформления цитат из источников, которые используются для написания докладов, рефератов и иных работ.

Важным аспектом при изучении чужой речи является формирование у учеников обобщенного представления о синтаксической структуре предложений, содержащих чужую речь, и о тех лексико-грамматических признаках, которые указывают на наличие прямой речи (глаголы речемыслительной деятельности «сказал, отметил, заявил, подумал, вспомнил» и проч., наличие местоимений в 1-м лице, сигнализирующих о том, что высказывание принадлежит говорящему).

Значимой является работа по разграничению понятий прямой и косвенной речи. Ученики должны понять структуру предложения с косвенной речью, аналогичную структуре сложноподчинённого предложения с изъяснительным придаточным, и научиться переводить прямую речь в косвенную, а также осуществлять обратную замену.

На уроках литературы необходимо обращать внимание учеников на способы оформления диалогов в художественных произведениях, анализировать способы пунктуации. При пересказе диалогов и монологов действующих лиц учитывать правила перевода прямой речи в косвенную, соблюдать грамматические нормы языка.

Важной частью работы является профилактика грамматических ошибок, вызванных смешением двух способов передачи чужого высказывания. Например, Пушкин писал, что «мой путь уныл». В данном случае некорректно оформленная цитата содержит случай смешения прямой и косвенной речи. В начале предложения содержится указание на передачу чужого высказывания не дословно (через использование косвенных конструкций), а вторая его часть представляет собой дословное воспроизведение чужой речи, что недопустимо при ее передаче со слов другого лица.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot