Нормы коммуникации в педагогическом общении: понятие и функции
В сфере коммуникативной практики в последнее время наблюдается усиление интереса к функционированию речевых жанров в определенных сферах общения. В частности, в рамках педагогической коммуникации исследуются различные речевые жанры, которые являются составляющей общения в педагогическом дискурсе.
Поскольку педагогическое общения имеет не только учебно-познавательное, но и важное социализирующее значение, особый статус в системе жанров педагогического дискурса приобретают этикетные формы взаимодействия педагога и учащихся. С их помощью реализуется не только контактоустанавливающая функция педагогической коммуникации, но и обеспечивается эффективная реализация функции трансляции знаний и опыта деятельности в процессе обучения.
Этикетные формы речи в педагогической коммуникации представляют собой устойчивые жанровые образования, которые направлены на реализацию общения между педагогом и обучающимися с целью решения учебных и воспитательных задач.
Этикетные формы речи в педагогическом общении базируются на сочетании двух типов норм:
- Нормы педагогической коммуникации (коммуникативные нормы), обеспечивающие целесообразность общения в рамках педагогических ситуаций.
- Этические нормы коммуникации, которые касаются морально-нравственных представлений о содержании и формах выражения педагогического общения.
Этикетные формы общения педагога и учащихся обусловлены профессионально-этическим кодексом педагогической деятельности, который определяет возможные / невозможные, допустимые или нежелательные формы коммуникации в процессе обучения.
Функции этикетных форм в речи в педагогическом общении заключаются в следующем:
- Установление контакта между преподавателем (педагогом, учителем) и учебной аудиторией (классом, учебной группой).
- Привлечение и удержание внимание учащихся в процессе учебной деятельности.
- Проявление уважения к личности обучающихся со стороны учителя, стремление к налаживанию деловых и межличностных связей.
- Гармонизация педагогического общения, снижению уровня напряжения, установлению дружеских, доверительных отношений между учениками и педагогом.
- Поддержание интереса учащихся к предмету.
- Развитие коммуникативной культуры учащихся.
- Демонстрация уровня коммуникативно-речевой культуры учителя, его готовности к эффективному взаимодействию в рамках учебной профессиональной деятельности.
Педагогическая коммуникация – явление, которое возникает на стыке нескольких дискурсивных практик: научно-учебной, официально-деловой и межличностной. При «гибридном» характере педагогической коммуникации ее жанровые формы также отличаются сложностью и полифункциональностью.
Этикетные формы речи в педагогической коммуникации
Этикетные формы речи в дискурсе педагогической коммуникации подразделяются на несколько подгрупп:
- Ритуальные этикетные жанры, которые направлены на соблюдение речевых традиций, обычаев, предусмотренных данным обществом. К ним можно отнести такие традиционные жанры, как приветствие и прощание, извинение, поздравление, благодарность и проч.
- Императивные этикетные жанры, с которыми соотносится интенция побуждения адресата к совершению (или отказу от совершения) определенных действий. Императивные жанры широко представлены в педагогической коммуникации в виде просьбы, приказа, предостережения, совета, педагогического требования и проч.
- Оценочные речевые жанры, которые связаны с выражением отношения адресанта к адресату. К ним относятся оценка, похвала, порицание, замечание и проч.
Анализ этикетных форм речи в педагогическом дискурсе показывает, что система жанров неоднородна, в ней наблюдается «перекос» в сторону императивных жанров. Причем большая часть используемых этикетных жанров императивного характера представляет собой побуждение с негативной семантикой, например, угрозы, предупреждения, выраженные без учета коммуникативно-этических требований к педагогическому общению. В то же время оценочные речевые жанры отличаются единообразием форм выражения, бедностью: учителя традиционно используют оценочные атрибутивы «Хорошо», «Отлично» и проч., не конкретизируя содержание оценки, не выделяя те аспекты деятельности, за которые ученик получил одобрение или похвалу.
Поскольку в этикетной коммуникации особую роль играет невербальная составляющая, следует отметить, что просодические характеристики этикетной коммуникации в педагогическом общении также отличаются некоторым однообразием. Используя императивные жанры, учитель варьирует интонацию от совета (просьбы) до приказа или категорического требования. При этом ритуальные и оценочные речевые жанры характеризуются бедностью интонационного оформления, что сказывается на выразительности речи учителя, возможностях использования этих этикетных форм для установления контакта с аудиторией.
Таким образом, этикетные формы речи в педагогическом дискурсе играют роль необходимого элемента общения, позволяющего достичь цели обучения и воспитания за счет гармонизации отношений между педагогом и учащимися.