Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формы выражения категории вежливости в русском языке

Вежливость как коммуникативная категория

Процесс общения выступает не только средством обмена информацией или опытом, но и фактором, способствующим установлению социальных контактов, а также достижению взаимопонимания с собеседником. В этом аспекте значимым является такое речевое поведение, которое способствует гармонизации общения и соотносится с такой категорией, как вежливость.

Вежливость как необходимый атрибут интеракции рассматривается в таких разделах языкознания, как культура речи и речевой этикет. При этом вежливость не является лингвистической категорией, но присуща этикетным формулам речевого поведения, нарушение которых воспринимается как проявление грубости, невежливости по отношению к собеседнику. Очевидно, что для осуществления успешной коммуникации недостаточно владеть языковыми средствами и правильно использовать их в речи. Также необходимо, чтобы речевое поведение индивида соответствовало определенным общественным ожиданиям и критериям речевой культуры. Вежливость становится необходимой составляющей общения, проявляющейся в использовании определенных коммуникативных стратегий и тактик, ведущих к успеху в общении, достижению взаимопонимания и гармонии в диалоге.

Статья: Формы выражения категории вежливости в русском языке
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Вопрос о статусе категории вежливости как единицы коммуникации остается дискуссионным, поскольку ученые по-разному трактуют это понятие. Так, определения сущности категории вежливости предлагается соотносить ее с понятием речевого этикета. Очевидно, что понятие вежливости шире, чем понятие этикета, но включается в него как одна из составляющих общения, признанного этикетным, эталонным в данном обществе. Наиболее перспективным является определение понятия вежливости через соотнесение его с определенными коммуникативными стратегиями.

Определение 1

Вежливость представляет собой такую коммуникативную категорию, которая включает национально-обусловленные, исторически сформировавшиеся устойчивые типы коммуникативных стратегий, позволяющие реализовать успешное, бесконфликтное, гармоничное общение.

Категории вежливости присущи следующие устойчивые характеристики:

  1. Социальная природа, зависимость данной категории от социальных ролей и статуса коммуникантов.
  2. Ритуализированный характер, воспроизводимость в стандартных ситуациях общения.
  3. Устойчивость и консервативность, зависимость от культурно-исторических ценностей.
  4. Закрепленность за каждой коммуникативной стратегией определенных средств языкового выражения.
«Формы выражения категории вежливости в русском языке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Формы выражения категории вежливости в русском языке

Вежливое общение определяется спецификой отношений, которые складываются внутри коммуникативной ситуации. Ориентация на стратегии вежливого речевого поведения определяется следующими параметрами ситуации общения:

  1. Наличие / отсутствие социальной дистанции между коммуникантами. Очевидно, что в тех ситуациях общения, где такая дистанция достаточно четко выражена (например, в официально-деловой коммуникации), требования к соблюдению вежливости будут выше, нежели в более интимном, неформальном общении.
  2. Степень знакомства собеседников, позволяющая речевую фамильярность и пренебрежение правилами вежливой коммуникации.
  3. Наличие / отсутствие ролевого речевого поведения. Определенные типы дискурса (например, педагогический), где имеется четкая ролевая обусловленность речевого поведения, характеризуются правилами, предписывающими соблюдение норм вежливого общения.

Рассмотрим некоторые специфические коммуникативные стратегии вежливого речевого поведения и соответствующую им систему языковых средств.

Исторически в русском языке маркером вежливого общения является «Вы-коммуникация» с обращением к собеседнику по имени и отчеству, особенно если социальный статус собеседников неравнозначен. Также проявлением вежливости является использование определенных этикетных формул общения: стандартных моделей приветствия и прощания, извинения, просьбы, выражения одобрения или несогласия, а также вербального поощрения собеседника (например, комплимента, похвалы и так далее).

Речевой акт просьбы в русской коммуникации имеет свою специфику, проявляющуюся в использовании приемов, позволяющих смягчить категоричность выраженного в ней побуждения:

  1. Говорящий может использовать частицу –ка для смягчения императива: Налей-ка мне чайку. Подай-ка мне ручку. Принеси-ка вазу для букета.
  2. Просьба может быть выражена через вопросительное предложение с отрицанием, имеющее утвердительную семантику: Не передадите мне соль? Не хотите мне помочь? Не подскажите, который час?
  3. Смягчение императивности также способствует использование различных речевых формул вежливости: Будьте любезны, уступите место пожилой женщине. Пожалуйста, не шумите. Я прошу вас соблюдать тишину. Будь другом, сделай это для меня.
  4. Использование условных конструкций, содержащих намек на выражение благодарности в случае выполнения просьбы: Я был бы весьма благодарен вам за помощь в этом деле. Я был бы признателен вам за совет.

Вежливость как коммуникативная категория связана с учетом и собственно неречевых условий осуществления коммуникации. Так, вежливость проявляется не только на уровне использования определенных речевых моделей и коммуникативных стратегий, но и в ориентации на гуманистические ценности в процессе общения. Так, вежливое общение базируется на признании личности собеседника, проявлении уважения к его точке зрения, умении избегать конфликтных ситуаций, тактичности и стремлении гармонизировать общения. Вежливость несовместима с манипулятивными тактиками общения, появлением речевой агрессии, нарушением этических норм коммуникации.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot