Подходы к изучению языковых явлений: горизонтальный и вертикальный
Как известно, язык представляет собой сложное, многомерное образование, иерархию единиц разных уровней, имеющих системные связи и отношения. Поэтому попытки изучения языка в одном аспекте изначально являются односторонними и неполными, хотя они и доминируют в школьном курсе языкознания.
Как правило, большинство учебников по русскому языку для основной и средней школы построены на основе структурного принципа изучения языковых явлений. Последовательно рассматриваются разные уровни языковой системы: фонетический, морфемный, лексический, морфолого-синтаксический, - а также демонстрируются различные аспекты употребления языковых единиц в устной и письменной речи.
Такой подход к изучению языковых единиц можно назвать «горизонтальным», поскольку он предполагает изучение единиц языка одного уровня («среза») без выявления отношений, которые связывают его с единицами другого уровня.
Противоположный подход к изучению языковых явлений получил название «вертикального» подхода, поскольку он предполагает обращение к парадигматическим связям языковых единиц, к явлениям межуровневого взаимодействия языковых элементов.
В основе каждого из указанных подходов лежат принципиально различные аспекты рассмотрения языковых явлений. Рассмотрим их особенности на примере синтаксиса как «наивысшего» уровня языковой системы, синтезирующего структурные и семантические особенности единиц других уровней языка и имеющего огромное коммуникативную значимость.
Два подхода к изучению синтаксических единиц в школьном курсе языкознания
«Горизонтальный» подход к изучению синтаксиса предполагает изучение синтаксических единиц (словосочетания, предложения) с позиций их строения и функционирования в составе текста – самой большой единицы особого уровня, который иногда именуют текстовым.
В данном случае исследователей интересует текст как конгломерат иных, более мелких единиц синтаксиса, а также их строение, функционирование и семантика в составе целого.
«Вертикальный» подход в изучении синтаксиса опирается на исследование процессов образования синтаксических единиц (словосочетаний, предложений, затем текстов) из единиц другого уровня языка.
В данном случае внимание заостряется не на строении текста или предложения, а на закономерностях его образования (структуры).
Сочетание обоих подходов необходимо при изучении синтаксиса в школе, так как позволяет формировать полную картину функционирования синтаксических единиц в языке и речи, которая невозможна без понимания того, что любая единица синтаксиса представляет собой системное образование, сочетающее структурно-функциональные и коммуникативные признаки.
В методике преподавания русского языка в школе применение двух подходов к изучению синтаксических единиц позволяет чередовать различные типы заданий, направленных на формирование различных языковых умений и навыков:
- Анализа строения языковой единицы и вычленения в ее составе единиц другого (низшего в иерархии) уровня.
- Сопоставления языковой единицы с другими, аналогичными по структуре или функции, для выявления сходства и различия.
- Оценки состава предложения, наличия в нем полупредикативных частей, нуждающихся в обособлении.
- Выявления семантики многозначных членов предложения при анализе его компонентов.
Рассмотрим некоторые типы заданий, которые используются при сочетании двух подходов к изучению синтаксиса:
- Прочитайте текст, определите количество и структуру предложений, из которых он состоит (подход «сверху»).
- Составьте из предложенных предложений текст, разместив их в нужной логико-смысловой последовательности (подход «снизу»).
- Проанализируйте сложное предложение из текста, определите его строение, тип, разберите по членам, дайте синтаксическую характеристику (подход «сверху»).
- Назовите предложения (предикативные части), из которых образовано данное сложное предложение, определите тип их связи в составе целого (подход «снизу»).
- Выделите полупредикативный оборот, осложняющий простое предложение, определите его тип (подход «сверху»).
- Укажите, из каких словосочетаний состоит полупредикативный оборот (например, причастный оборот), осложняющий простое предложение (подход «снизу»).
- Разберите предложение по членам, определите значение каждого из членов предложения и укажите явления многозначности (подход «сверху»).
- Соотнесите количество словоформ и членов предложения, объясните совпадение / несовпадение, выделите в предложении цельные словосочетания (подход «снизу»).
Удобство сочетания двух подходов можно продемонстрировать на примере изучения словосочетания. При подходе «сверху» нас интересует состав словосочетания, количество словоформ, входящих в него, их морфологические характеристики, а также тип отношений между ними. При подходе «снизу» нас интересует роль словосочетания в образовании предложений, в частности, статус сочинительных и подчинительных словосочетаний в предложении, а также возможности выделения цельных словосочетаний, которые могут функционировать в предложении в качестве одного члена.
Таким образом, сочетание двух подходов к изучению синтаксических единиц в школьном курсе языкознания облегчает процесс формирования синтаксических представлений и упрощает навык формирования синтаксического анализа.