Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Два подхода к изучению синтаксических единиц в школьном курсе языкознания

Подходы к изучению языковых явлений: горизонтальный и вертикальный

Как известно, язык представляет собой сложное, многомерное образование, иерархию единиц разных уровней, имеющих системные связи и отношения. Поэтому попытки изучения языка в одном аспекте изначально являются односторонними и неполными, хотя они и доминируют в школьном курсе языкознания.

Как правило, большинство учебников по русскому языку для основной и средней школы построены на основе структурного принципа изучения языковых явлений. Последовательно рассматриваются разные уровни языковой системы: фонетический, морфемный, лексический, морфолого-синтаксический, - а также демонстрируются различные аспекты употребления языковых единиц в устной и письменной речи.

Такой подход к изучению языковых единиц можно назвать «горизонтальным», поскольку он предполагает изучение единиц языка одного уровня («среза») без выявления отношений, которые связывают его с единицами другого уровня.

Противоположный подход к изучению языковых явлений получил название «вертикального» подхода, поскольку он предполагает обращение к парадигматическим связям языковых единиц, к явлениям межуровневого взаимодействия языковых элементов.

В основе каждого из указанных подходов лежат принципиально различные аспекты рассмотрения языковых явлений. Рассмотрим их особенности на примере синтаксиса как «наивысшего» уровня языковой системы, синтезирующего структурные и семантические особенности единиц других уровней языка и имеющего огромное коммуникативную значимость.

Два подхода к изучению синтаксических единиц в школьном курсе языкознания

Определение 1

«Горизонтальный» подход к изучению синтаксиса предполагает изучение синтаксических единиц (словосочетания, предложения) с позиций их строения и функционирования в составе текста – самой большой единицы особого уровня, который иногда именуют текстовым.

«Два подхода к изучению синтаксических единиц в школьном курсе языкознания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В данном случае исследователей интересует текст как конгломерат иных, более мелких единиц синтаксиса, а также их строение, функционирование и семантика в составе целого.

Определение 2

«Вертикальный» подход в изучении синтаксиса опирается на исследование процессов образования синтаксических единиц (словосочетаний, предложений, затем текстов) из единиц другого уровня языка.

В данном случае внимание заостряется не на строении текста или предложения, а на закономерностях его образования (структуры).

Сочетание обоих подходов необходимо при изучении синтаксиса в школе, так как позволяет формировать полную картину функционирования синтаксических единиц в языке и речи, которая невозможна без понимания того, что любая единица синтаксиса представляет собой системное образование, сочетающее структурно-функциональные и коммуникативные признаки.

В методике преподавания русского языка в школе применение двух подходов к изучению синтаксических единиц позволяет чередовать различные типы заданий, направленных на формирование различных языковых умений и навыков:

  1. Анализа строения языковой единицы и вычленения в ее составе единиц другого (низшего в иерархии) уровня.
  2. Сопоставления языковой единицы с другими, аналогичными по структуре или функции, для выявления сходства и различия.
  3. Оценки состава предложения, наличия в нем полупредикативных частей, нуждающихся в обособлении.
  4. Выявления семантики многозначных членов предложения при анализе его компонентов.

Рассмотрим некоторые типы заданий, которые используются при сочетании двух подходов к изучению синтаксиса:

  1. Прочитайте текст, определите количество и структуру предложений, из которых он состоит (подход «сверху»).
  2. Составьте из предложенных предложений текст, разместив их в нужной логико-смысловой последовательности (подход «снизу»).
  3. Проанализируйте сложное предложение из текста, определите его строение, тип, разберите по членам, дайте синтаксическую характеристику (подход «сверху»).
  4. Назовите предложения (предикативные части), из которых образовано данное сложное предложение, определите тип их связи в составе целого (подход «снизу»).
  5. Выделите полупредикативный оборот, осложняющий простое предложение, определите его тип (подход «сверху»).
  6. Укажите, из каких словосочетаний состоит полупредикативный оборот (например, причастный оборот), осложняющий простое предложение (подход «снизу»).
  7. Разберите предложение по членам, определите значение каждого из членов предложения и укажите явления многозначности (подход «сверху»).
  8. Соотнесите количество словоформ и членов предложения, объясните совпадение / несовпадение, выделите в предложении цельные словосочетания (подход «снизу»).

Удобство сочетания двух подходов можно продемонстрировать на примере изучения словосочетания. При подходе «сверху» нас интересует состав словосочетания, количество словоформ, входящих в него, их морфологические характеристики, а также тип отношений между ними. При подходе «снизу» нас интересует роль словосочетания в образовании предложений, в частности, статус сочинительных и подчинительных словосочетаний в предложении, а также возможности выделения цельных словосочетаний, которые могут функционировать в предложении в качестве одного члена.

Таким образом, сочетание двух подходов к изучению синтаксических единиц в школьном курсе языкознания облегчает процесс формирования синтаксических представлений и упрощает навык формирования синтаксического анализа.

Дата последнего обновления статьи: 11.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot