Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы формирования синтаксических моделей предложения в обучении русскому языку в школе

Проблемы формирования синтаксических моделей предложения в обучении русскому языку в школе

Синтаксические знания и умения в курсе русского языка являются залогом успешного овладения грамматическими нормами речи, а также основой для формирования пунктуационной грамотности. Однако практика показывает, что большинство школьников испытывают трудности в освоении теоретических понятий синтаксиса. Основные сложности связаны с формированием представления о структурных моделях предложениях. Эта трудность находит логическое объяснение: извлечение синтаксической модели требует определенного и достаточно высокого уровня грамматической абстракции. Школьнику же подчас трудно абстрагироваться от конкретного лексического наполнения предложения и увидеть за многообразием лексических вариаций одну и ту же структурную модель. Поэтому одной из основных проблем, решение которых обеспечивает успешность в усвоении синтаксических понятий, выступает проблема формирования синтаксических моделей русского предложения.

Определение понятия «синтаксическая модель» для методики преподавания русского языка может быть сформулировано на основе представлений о структурно-смысловых моделях предложений в русском синтаксисе.

Определение 1

Синтаксическая модель представляет собой обобщенный и типизированный вариант синтаксической структуры, который соответствует определенной синтаксической схеме.

Для школьного курса русского языка актуальны три основных модели:

  1. Синтаксическая модель простого предложения.
  2. Синтаксическая модель простого предложения осложненной структуры.
  3. Синтаксическая модель сложного предложения.

Особенности разграничения этих моделей для школьников заключаются в следующем:

  1. Синтаксическая модель простого предложения включает одну грамматическую основу, которая может состоять из оного (иди двух) главных членов.
  2. Синтаксическая модель простого предложения осложненной структуры включает дополнительные компоненты: однородные члены, полупредикативные единицы, а также компоненты, которые не имеют синтаксического (грамматического) выражения в структуре предложения. К ним относят вводные слова и вставные конструкции, а также обращения.
  3. Синтаксическая модель сложного предложения опирается на представление о наличии нескольких грамматических основ в структурных частях предложения.
«Проблемы формирования синтаксических моделей предложения в обучении русскому языку в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Особенности изучения синтаксических моделей в школьном курсе языкознания

Базовым понятием для формирования представлений о синтаксической модели выступает понятие структуры предложения, которое можно определить как грамматическое строение предложение, определяемое характером его предикативной основы и соотношением второстепенных членов.

Изучение структуры предложения базируется на формировании представлений о компонентах (членах) предложениях и их роли в составе предикативной единицы. Для учащихся базовым понятием является деление всех компонентов предложения на две категории:

  1. Компоненты предикативной основы (это главные члены предложения).
  2. Компоненты, входящие в группу главных членов и распространяющие содержание синтаксической конструкции (второстепенные члены).

Главная сложность в формировании представления о синтаксической структуре простого осложненного предложения состоит в том, что его компоненты предикативной основы не изменяются, но изменяется статус и значение компонентов, которые приобретают дополнительную семантику. Так, в предложении с однородными членами значение выражается уже не одним членом предложения, а как минимум двумя. В случае с полупредикативными единицами, выступающими в роли обособленных и необособленных второстепенных членов, учащиеся затрудняются с определением статуса и границ этих синтаксических конструкции. Это обусловлено тем, что отдельно в речи эти обороты не употребляются, а в составе предложения не воспринимаются как целостные единицы. Например, в предложении «На поляне лежало поваленное ураганом дерево» определенный процент учащихся «не видит» необособленного определения, выраженного причастным оборотом, воспринимая его как сочетание определения и дополнения: поваленное (чем?) ураганом.

Трудности также возникают при формировании представления о структуре сложного предложения, поскольку в русском языке используются разнообразные средства выражения предикативной основы. Это, в свою очередь, ведет к смешению простых предложений с однородными членами и сложных предложений с частями, выраженными односоставными предложениями. Например: Похолодало, и лужи подморозило – сложное предложение, однако учащиеся часто допускают ошибку, воспринимая две предикативные основы «похолодало» и «подморозило» как однородные сказуемые.

Решение проблемы формирования представлений о синтаксических моделях предложения кроется в изменении похода к изучению предложения. Он должен опираться на следующие принципы:

  1. Упор на структурно-смысловой принцип анализа любой синтаксической единицы.
  2. Разграничения синтаксического и лексического наполнения предложения.
  3. Сопоставительный анализ предложений одной структуры, но разного лексического наполнения.
  4. Сравнительный анализ предложений разной структуры.
  5. Построение учебной типологии синтаксических моделей.
  6. Широкое использование заданий на языковое моделирование.

Таким образом, комплексный подход к изучению синтаксических моделей предложения в школе обеспечивает усвоение представлений о структуре предложений и минимизирует ошибки при классификации типов предложений и постановке в них знаков препинания.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot