Дидактический «метод мозаики»
В преподавании русского языка большую роль играет развитие мотивации, создание учебных ситуаций, стимулирующих развитие познавательного интереса. Для этого учителя используют различные методы организации учебной деятельности, которые способствуют реализации деятельностного принципа обучения, опираются на осознанную активность учащихся и самостоятельность в получении знаний.
«Метод мозаики» является одним из дидактических приемов организации обучения на основе принципов учебной кооперации.
Сущность «метода мозаики» определяется в соответствии с основными приемами организации деятельности учащихся на уроке и заключается в создании разноуровневых учебных групп, которые решают различные части общей учебной задачи.
Специфика метода определяется характером взаимодействия в группе. Например, группа получает задание, которое все члены изучают поверхностно, при этом углубляется в содержание задания только один участник, получающий статус эксперта. После расформирования учебных групп складываются новые группы, соответственно и состав экспертов меняется, они получают возможность обсуждения и более глубокого погружения в тему.
Первоначально метод возник в социальной психологии в начале 1970-х годов как эффективный инструмент налаживания взаимодействия между участниками проекта.
Мозаичный принцип распределения учебных задач между группами предполагает разбиение совокупности заданий на взаимосвязанные фрагменты. Кооперация в процессе работы учебных групп заключается в постоянном обмене информацией для решения учебных задач.
Преимущества «метода мозаики» как дидактического приема заключаются в следующем:
- Создание условий для включения учащихся в учебную деятельность для усвоения учебного материала.
- Активизации познавательной деятельности через самостоятельный поиск учебного решения.
- Развитие навыков учебного сотрудничества в микрогруппе.
- Формирование умений анализа и оценки собственной учебной деятельности, а также деятельности учебной группы.
- Развитие способности к планированию и контролю своей деятельности.
Применение «метода мозаики» на уроках русского языка
Рассмотрим особенности использования «метода мозаики» в организации учебной деятельности старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. В качестве примера обратимся к теме «Правописание безударных гласных в корне с чередованием». Методика работы с применением «метода мозаики» состоит в следующем:
- Формулировка и принятие общей учебной задачи – выяснить условия правописания безударных гласных в корне в различных типах корней с чередованием.
- Распределение частных учебных задач между группами: выяснить условия выбора орфограмм в различных типах корнях с чередованием.
- Решение учебных задач в совместной деятельности, например, в процессе выполнения обучающего теста или иных типов заданий, а также в процессе коммуникации с другими группами.
- Вторичное формирование учебных групп и обсуждение других аспектов темы.
- Обмен результатами деятельности и формулировка общих выводов по теме.
- Рефлексия по поводу собственной деятельности, самооценка и взаимооценка работы на уроке.
Выбор формата представления задания при организации обучения с использованием «метода мозаики» обусловлен целями создания ситуации учебной кооперации. Например, педагог распределяет задания таким образом, чтобы у каждой группы оказались разные типы заданий вкупе с теоретическими материалами. У каждой группы содержание тестового задания и теории не совпадает. При выполнении заданий группы вынуждены обмениваться теоретическими данными для выполнения тестов. Кроме этого, коммуникация групп выстраивается таким образом, чтобы у каждой из них была возможность для общения со всеми группами. Для этого предусматривается маршрутный лист (мозаика маршрутов), где указывается последовательность действий и обмена информацией. В каждой группе работает эксперт, чей уровень погружения в тему выше, чем у других членов группы. Впоследствии эксперт выступает в роли консультанта при формировании новых учебных групп.
«Метод мозаики» эффективен при формировании случайных учебных групп, в которых объединяются учащиеся с разным уровнем подготовки. Это позволяет вовлечь каждого в деятельность на уроке, наладить взаимодействие в учебном коллективе, сократить дистанцию между учащимися, а также создать атмосферу сотрудничества независимо от первоначального уровня подготовки. В таких разноуровневых учебных группах возможно взаимное обучение, когда сильные учащиеся направляют и контролируют деятельность слабо успевающих учеников.
На заключительном этапе каждый эксперт возвращается в свою группу и делится информацией с ее членами для углубления знаний по теме.
Таким образом, организация работы на уроке русского языка с использованием «метода мозаики» позволяет сделать процесс обучения более эффективным и наладить сотрудничество между участниками.