Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Типичные ошибки в структуре экзаменационного сочинения по русскому языку и методика их преодоления

Типичные ошибки в структуре экзаменационного сочинения по русскому языку

В структуре экзаменационной работы по русскому языку справедливо одним из самых сложных заданий считается написание сочинения. Это обусловлено как сложностью продуцирования высказываний вообще, так и необходимостью следовать определенной структуре, что предполагает знакомство с ней и ее усвоение.

Определение 1

Типичные ошибки в структуре экзаменационного сочинения по русскому языку представляют собой композиционно-содержательные недочеты, которые обусловлены слабым знанием требований к структуре и логике сочинения и неразвитыми навыками анализа текста.

Структура экзаменационного сочинения представляет собой композиционную схему, которой должна соответствовать работа ученика. Она включает ряд элементов:

  1. Выделение и формулировка проблемы текста с помощью различных коммуникативно-речевых стратегий и тактик.
  2. Комментирование проблемы с приведением двух аргументов из текста и их пояснением, значимым для раскрытия данной проблемы.
  3. Установление смысловой связи, которая существует между аргументами текста, для уяснения ее роли в логике расположения аргументов и раскрытии проблемы.
  4. Определение маркеров авторской позиции и ее формулировка.
  5. Выражение своего отношения к позиции автора посредством аргументированного суждения, соотносящегося с проблемой текста.

Нарушение композиционной последовательности, а также пропуск какого-либо компонента ведет к искажению структуры и появлению ошибок.

Рассмотрим наиболее типичные ошибки в структуре сочинения:

  1. Смешение темы и проблемы, когда учащийся определят проблему слишком широко, не акцентируя внимание на противоречии, лежащем в основе авторского освещения темы.
  2. Неверное определение проблемы на основе искаженного восприятия текста и авторской интенции.
  3. Неверная формулировка проблемы. Например: «В тексте затронута проблема человека» (вместо: «В тексте затронута проблема воспитания человека в современном мире»).
  4. Отсутствие комментария к проблеме из текста, когда ученик пропускает этап комментирования и пояснения своего комментария.
  5. Использование в качестве комментирования пересказа текста без попытки его анализа и объяснения роли аргумента в раскрытии замысла.
  6. Отсутствие в тексте пояснения и обоснования к выбранным аргументам, помогающего понять их значение для раскрытия проблемы.
  7. Отказ от выделения смысловой связи между примерами и ее анализа.
  8. Неверное выделение смысловой связи, которое приводит к ошибочному пониманию характера отношений между аргументами.
  9. Неумение определить авторскую позицию на основе анализа языковых и композиционных средств ее выражения.
  10. Неверное определение авторской позиции, например, при смешении позиции автора и рассказчика.
  11. Отсутствие своего мнения, отношения к позиции автора.
  12. Отсутствующая или слабая аргументация авторской позиции.
«Типичные ошибки в структуре экзаменационного сочинения по русскому языку и методика их преодоления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Это лишь самый общий перечень типичных ошибок в структуре экзаменационной работы. Более детальный анализ сочинений выпускников показывает, что на самом деле ошибок больше, и они обусловлены и речевыми недочетами при выражении своих мыслей.

Методика преодоления ошибок в подготовке к сочинению ГИА

Способы преодоления ошибок при написании сочинения состоит в следующем:

  1. Знакомство с требованиями к содержанию и структуре сочинения, а также их анализ и запоминание.
  2. Освоение принципов анализа проблематики текста по ключевым словам.
  3. Обучение принципам правильной формулировки проблемы с использованием разных способов: повествовательных предложений с конструкциями в родительном падеже, вопросно-ответных конструкций, речевых шаблонов, специальных «маркеров» выражения проблемы. К примеру, проблема роли, отношения, значения, использования, влияния и проч.
  4. Развитие навыков находить в тексте аргументы к проблеме, а также проводить их содержательный анализ, значимый для уяснения проблемы.
  5. Формирование навыков установления логических связей между аргументами путем анализа их формальной организации и речевого выражения.
  6. Обучение анализу смысловой связи посредством определения ее роли в понимании проблематики текста.
  7. Анализ маркеров авторской позиции (например, оценочной лексики, эпизодов в художественном тексте, прямых способов выражения авторской позиции в публицистике).
  8. Развитие навыков формулировки авторской позиции и аргументации своего к ней отношения посредством использования логических и эмоциональных доводов.

Таким образом, в структуре экзаменационного сочинения по русскому языку возможны различные виды ошибок, в том числе ошибки, связанные с композиционным оформлением и содержанием работы. Необходимо в период подготовки к экзамену проводить целенаправленную работу по их выявлению и устранению, чтобы развить у выпускников навыки литературного редактирования и критического отношения к своим письменным высказываниям.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot