Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Аналитические и ассоциативные игры в обучении русскому языку

Игра в обучении русскому языку

Замечание 1

Игра – один из методов и приемов эффективного обучения. Игровые технологии давно и прочно вошли в практику языкового образования.

Использование учебных игр на уроках русского языка позволяет решить следующие задачи:

  1. Повышает мотивацию детей к изучению родного языка и стимулирует развитие познавательного интереса, интеллектуальной активности.
  2. Способствует развитию коммуникативных навыков, умения работать в команде, распределять роли, принимать на себя ответственность.
  3. Приучает к самостоятельности, активности и настойчивости в решении учебных задач.
  4. Развивает интеллектуальные способности, а также воображение, творческий потенциал школьников.
  5. Снижает уровень тревожности, способствует созданию благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке и помогает реализовать позитивный настрой в обучении.

Структура учебной игры включает следующие этапы:

  1. Возникновение мотива к участию в игровой деятельности.
  2. Принятие игровой учебной задачи как цели учебно-познавательной деятельности на уроке.
  3. Усвоение правил игрового взаимодействия.
  4. Участие в игре и реализация поставленной цели.
  5. Анализ результативности собственной деятельности.
  6. Рефлексия, включающая оценку своего эмоционального состояния, отношения к игре, поведения одноклассников и проч.

Аналитические и ассоциативные игры в обучении русскому языку

В обучении русскому языку применяются разные типы учебных игр. Наиболее востребованными среди них являются аналитические и ассоциативные, поскольку они способствуют развитию мышления и навыков языкового анализа и синтеза.

Аналитические игры нацелены на развитие аналитических способностей учеников, учат выделять в изучаемых явлениях главное и второстепенное, сопоставлять факты и устанавливать связи, а также рассуждать логически.

Определение 1

Аналитические игры являются элементом проблемного и эвристического подхода к обучению, поскольку позволяют создать учебную ситуацию, моделирующую открытие нового знания путем самостоятельной и активной учебно-познавательной деятельности учеников.

«Аналитические и ассоциативные игры в обучении русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В практике обучения используются следующие аналитические игры:

  1. Лингвистические пропорции, которые могут относиться к любому изучаемому явлению, например, к фонетике или лексике. Пропорции составляются на основе разных соотношении, которые необходимо установить ребенку на основе имеющихся у него знаний. Обычно один из членов пропорции пропущен, и суть игры заключается в том, чтобы восстановить его, используя знания о принципе соотношения членов пропорции. Например, дана пропорция: пинать / пнуть = класть / ? . Необходимо восстановить попущенный член, которым является глагол «положить» (пропорция основана на видовых различиях глаголов).
  2. Игра «Продолжи ряд», суть которой состоит в том, что ученик должен установить закономерность, лежащую в основе следования элементов. Например, фонетический ряд $[р], [л], [м], [н]$ … Недостающий элемент – звук $[й’]$, который является сонорным, как и все предшествующие члены ряда.
  3. Игры на исключение лишнего, которые направлены на развитие умения сравнить языковые явления, устанавливать связи между ними, на основе этих связей объединять явления в классы, исключая те объекты, которые не удовлетворяют условиям группировки. Например, даны слова «Пачка, ключ, коса, тропа», нужно найти четвертое лишнее. Им оказывается слово «ключ», так как оно мужского рода.

Ассоциативные игры ориентируют на использование ассоциативного мышления, нестандартный подход к решению задачи без использования жесткого алгоритма. Виды таких игр следующие:

  1. Намеки: суть ее в том, что педагог загадывает какое-то слово и указывает, характерный для него признак, а участники должны отгадать задуманное слово. Например, загадано слово на букву «К», характерный признак названного им объекта – наличие сумки. Отгадка – кенгуру.
  2. Сравнение по кругу, или венок сравнений. Суть заключается в создании цепочки коллективных словесных ассоциаций к кому-либо понятию. Например, дождь – водопад, душ, колыбельная песня, барабанщик, котенок крадется и проч.
  3. Ассоциации, в основе которых лежит принцип развития творческого мышления. Ведущий игры загадывает какое-либо слово (или понятие), а участники должны отгадать задуманное, задавая ведущими вопросы на выявление ассоциативных связей. Например, педагог задумал лингвистическое понятие «Существительное». Ученики отгадывают слово, задавая ведущему вопросы: «Если бы задуманное было песней, то…? Если бы задуманное было рисунком, то…? Варианты ответов: Если бы задуманное было песней, то в ней не было бы ни одного действия. Если бы задуманное было рисунком, то изображало бы разные предметы и людей.

Таким образом, использование аналитических и ассоциативных игр на уроках русского языка способствует развитию двух сторон личности: логического мышления и творческого, помогая детям осваивать изучаемые языковые явления.

Дата последнего обновления статьи: 05.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot