Вера и религия
Вера – это принятие каких-либо положений, не имеющих теоретических или практических доказательств. Вера противоположна знанию.
Религия – это некоторая иерархия взглядов, основанная на вере в сверхъестественное и состоящая из свода моральных норм и типов поведения, обрядов и пр.
Основной, определяющий элемент религии – религиозное сознания.
Религиозное сознание – это отражение реального положения вещей в фантастических образах.
К основным чертам религиозного сознания относят чувственную наглядность, соединение адекватного действительно содержания и иллюзий, веры, символичности, эмоциональной насыщенности.
Религиозное сознание полностью базируется на религиозной вере, как на центральном, объединяющем элементе.
Вера в данном случае представлена особым состоянием психики, возникшем при дефиците точной информации и способствующем эффективной деятельности человека. При изменении ситуации и появлении дополнительной информации о ложности или истинности предмета веры, вера может исчезать или укрепляться. Вера – важный фактор интеграции личности и группы, стимул решимости и активности людей.
Религиозную веру отличает ряд существенных особенностей. Так, она предполагает существования гипостазированных объектов, к котором относят Бога, ангелов, чертей и пр. Предполагается возможность общаться с этими объектами, возможность наступления в реальном мире мифологических событий, реальность событий, символ которых – религиозное действие, сверхъестественная сила авторитетов, которыми являются служители культа, учителя, святые, пророки и пр.
В религиозном сознании выделяют два уровня: обыденный и концептуальный.
- Обыденное религиозное сознание является совокупностью образов, представлений, стереотипов, установок, иллюзий, настроений и чувств, привычек и традиций, в которых отражены условия жизни людей в обычной обстановке.
- Концептуальный уровень предполагает, что религиозное сознание – специально разрабатываемая и систематизированная совокупность понятий, принципов, идей и концепций. Она состоит из учения о Боге, мире и человеке, интерпретации основных сфер жизни общества в соответствии с принципами религиозного мировоззрения и религиозной философии. Религиозное сознание, то есть вера, - это основной элемент религии. Все остальные элементы по своей форме и содержанию зависят от него.
Гносеологическое и религиозное значение веры
Главным признаком религиозного сознания выступает вера в сверхъестественное, которое, в соответствии с религиозным вероучением, не подчиняется законам окружающего материального мира и лежит за гранью чувственно воспринимаемых объектов, то есть не в материальном, естественном, мире.
При этом, такое определение свойственно теистическим религиям, основой которых является почитание Бога или богов. Ранние формы религии, к которым можно отнести магию, фетишизм, тотемизм и пр., характеризовались верой или в сверхъестественные свойства материальные предметов (в фетишизме), или в сверхъестественные связи между материальными предметами (в магии и тотемизме). В процессе эволюции религиозных верований, сверхъестественное все больше обособлялось от естественного, представляя уже особую духовную сущность, которая не просто противопоставлялась материальной природе, в качестве боле высокой формы бытия, но и управляла ею.
Религиозный человек не применял к сверхъестественному обычные критерии эмпирической достоверности. Боги, духи и прочие сверхъестественные существа, по его убеждению, в принципе не могут восприниматься органами чувств человека, если они не приняли «телесную», материальную оболочку, не предстают перед людьми в «видимом» и доступном для человека виде. Если же Бог или какая-то другая сверхъестественная сила пребывают в постоянном своем, трансцендентном мире, то, по уверению богословов, обычные критерии проверки человеческих представлений и гипотез к ним применять нельзя.
Объект религиозной веры
Религиозная вера состоит из двух тесно взаимосвязанных компонентов. Один из них предполагает признание бытия потустороннего начала, и в некотором отношении, стоит ближе к философской вере, а второй – принимает личную зависимость от этого начала и потребности в нем. Последнее придает вере ее своеобразные черты.
Объектом религиозной веры можно назвать ангельских и демонических существ, собственную душу и душу других людей, события чудесной природы, судьбу, нирвану.
В отличие от научной веры, констатирующего характера, пусть и сопряженного с соответствующим спектром эмоций, религиозная вера характеризуется спасительным (сотериологическим) характером, ярко выраженным в монотеистических религиях. Она не просто удостоверяет факт существования Бога, но и предполагает установление с ним определенных отношений, а также человеческие обязанности, вытекающие из этих отношений, а также делает возможным вечное спасение, то есть вечную жизнь в блаженном созерцании Бога как абсолютного и совершенного блага. Такая вера по своему достоинству и содержанию превосходит более обыденные ее формы. При этом она выступает как средство и условие спасения.
Описанный характер веры обуславливает и межконфессиональные споры, затрагивающие ее особенности – роль благодати в возникновении спасительной веры, то есть может ли человек обрести ее без какой-то благодатной помощи Бога, а также о соотношении веры с делами по достижению спасения.
Известный спор этой направленности – споры в эпоху Реформации. В христианстве веру в Бога невозможно отделить от веры в воплотившегося Бога – Христа и его спасительно миссии. Христианское богословие, основанное на Библии, определяет ее как часть триады основных добродетелей – веры, надежды и любви. Под любовь здесь понимают духовное влечение, прототип которого – любовь к Богу. Более низкие ступени веры не имеют спасающей силы.
Иными словами, вера связана с волей, которую необходимо прилагать, особенно в кризисные периоды, с разумом и божественной благодатью, без помощи которых вера немыслима, так как она – дар Бога. В иудаизме веру связывают с ожиданием пришествия Машиаха, в исламе – с переживанием покорности Богу и абсолютностью его воли.