Послания Павла
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Образование и ранняя деятельность
Послания Павла
Язык и стиль посланий
Редактирование посланий
Структура посланий
Отличительные особенности письменной риторики Павла
Выводы
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Великое наследие, оставленное последователями и современниками Христа и пронесённое через века, позволяет нам постичь всю глубину мысли христианского учения. Сперва слово Божие распространялось среди людей из уст в уста, но в дальнейшем апостолы начали использовать технику написания письма (послания), чтобы обеспечить более точное толкование изречений Мессии.
Послания одного из выдающихся миссионерских деятелей апостола Павла – признанный образец письменной риторики. Нельзя умалять достижения искусного оратора, внёсшего огромный вклад в развитие и распространение христианства. Моя работа является актуальной, поскольку подробное изучение трудов апостола необходимо для понимания особенностей раннехристианской риторики.
Цель моей работы – продемонстрировать мастерство апостола Павла в области письменной риторики, рассказать о приёмах и методах убеждения, используемых оратором в его деятельности.
Задачи
1.Рассмотреть раннюю деятельность оратора;
2.Подробно проанализировать послания;
3.Классифицировать труды апостола;
4.Выявить отличительные особенности посланий;
5.Подвести итоги.
Образование и ранняя деятельность
«Апостол язычников», будучи воспитанником иудейского закона, отличался своими глубокими познаниями в культуре язычников. В городе Тарс, где Павел родился и вырос, было достаточное количество риторических школ, чтобы он ознакомился с азами письменной риторики, эллинистической культурой и языческими постулатами, что существенно повлияло на его дальнейшую миссионерскую деятельность и успех среди последователей. Первоначально апостола звали «Савл», но после принятия христианства он стал именоваться «Павлом», что означает «малый». Павел был очень мудр и образован, хорошо знал основы христианства и перед тем, как стать апостолом, являлся ревностным гонителем почитателей Христа. Испытывая глубочайшее презрение к христианской церкви, Павел активно участвовал в гонениях на христиан, даже выпрашивая у синедриона (религиозное учреждение; совет) право на их преследование. Он предпринимал радикальные меры в противоборстве идеям христианства, и однажды, на пути в Дамаск, Павлу явился голос с неба, вопрошавший причину его жестокости и гонений. Изумлённый, «три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9,1-9). После этого события, кардинально изменившего мировоззрение бывшего поборника христианства, Павел стал ревностно проповедовать идеи Христа, и ничто не могло поколебать его уверенность, стойкость и мужество. Павел считал, что суть спасения в мирской жизни заключается не в делах, а в помышлениях – искренней вере и духовной чистоте. Таким образом, Павел обособил христианскую веру от иудаизма.
Послания Павла
Четырнадцать посланий, написанных Павлом, включены в Новый Завет и занимают его значительную часть. Мысли, выдвинутые в посланиях, продолжают и дополняют содержание Евангелия. Отрывки из рукописей апостола читаются на Божественной литургии по сей день.
Послания апостола Павла делятся на миссионерские (аудитория – жители какой-либо местности, например, Рим, Коринф) и пастырские (аудитория – ученики, например, Тит и Тимофей; в таких посланиях рассказывалось об основах деятельности пастырства, её миссии).
В Библии послания Павла размещены не в хронологическом, а релевантном порядке (послания к 7 церквям стоят прежде всего, т.к. имеют наибольшую значимость с точки зрения распространения слова Божия; затем идут обращения к ученикам – Титу, Тимофею, Филимону).
1) Послание к Римлянам (в послании к Римлянам целью апостола было подготовить римский народ к ознакомлению со священным писанием, доказать значимость соблюдения христианских постулатов в мирской жизни)
2) Первое послание к Коринфянам (повод к написанию послания – расхождения в Коринфской Церкви насчёт того, за кем нужно следовать и кого нужно почитать)
3) Второе послание к Коринфянам (продолжение мысли о церковной жизни и благочестии)
4) Послание к Галатам (повод – лжеучения)
5) Послание к Ефесянам (было написано Павлом в заключении; отличается возвышенным стилем, разнообразием стилистических фигур)
6) Послание к Филиппийцам (в послании к Филиппийцам Павел выражает благодарность за их доброту и оказанную помощь, когда тот был схвачен в Иерусалиме. Отличается от других посланий тем, что здесь нет строгих нравоучений. Это послание скорее напоминает обращение к друзьям, имеющее частный, а не публичный характер)
7) Послание к Колоссянам (повод – распространение лжеучений. Именно в этом послании (Кол:16) апостол просит своих последователей распространить рукопись)
8) Первое послание к Фессалоникийцам, или Солунянам (тема послания – второе пришествие Иисуса Христа и вопрос умерших)
9) Второе послание к Фессалоникийцам, или Солунянам (дополнение к первому посланию, пояснение идей, высказанных ранее)
10) Первое послание к Тимофею
11) Второе послание к Тимофею
12) Послание к Титу
13) Послание к Филимону
14) Послание к Евреям (стоит последним, т.к. принадлежность этого послания трудам апостола Павла была доказано позднее остальных; повод – отдаление евреев от христианской Церкви, их тяготение к иудейству)
В послании Коринфянам апостол преимущественно говорит о единстве Церкви, свободе и умении её ограничивать, о телесной и духовной чистоте, любви, браке, взаимоотношениях между мужчиной и женщиной (1 Кор. 13; апостол воспевает любовь, «которая никогда не перестаёт»).
Апостол Павел видел сохранение брака во взаимном уважении и почитании супругов, смирении и бескорыстной любви, в первую очередь, духовной.
В начале посланий Павел представляется перед читателями и выражает хвалу и благодарность Богу. Затем он рассматривает нравственные аспекты человеческого бытия, говоря о необходимости поддержания духовной чистоты и делая наставления. В посланиях всегда прослеживается глубочайшее почитание апостолом Творца, утверждается мысль о Его безграничной власти над человеком.
Стоит отметить, что в своих посланиях апостол называет себя рабом, принижает своё положение и как бы возвышает своих адресатов над собой.
Язык и стиль посланий
Как мною уже было замечено, апостол Павел обладал широким кругозором, происходя из, вероятно, обеспеченной семьи (об этом говорит его Римское гражданство, наличие которого являлось редким в то время). В посланиях апостола широко распространены приёмы античной риторики; сам язык посланий – идиоматический греческий, что несомненно говорит о связи апостола с эллинистической культурой. Однако критик С.И. Собалевский отмечал, что, будучи «большим знатоком своего родного языка», Павел имел недостаточно высокий уровень владения греческим литературным языком, что нашло отражение на стиле писем апостола – языку рукописей характерны разговорные черты. Однако это нисколько не умалило эффективность влияния произведений на воззрения общества, ведь, рассчитанные на широкие массы, тексты посланий должны были отличаться живостью и ясностью, а этим критерием письма Павла, несомненно, соответствовали.
Есть и другие замечания критиков на этот счёт. Некоторые, как И. Вейс, полагали, что посланиям Павла свойственны черты высокого литературного стиля, в то время как Э. Ренан (французский философ и писатель) отрицал наличие элементов греческой риторики в его произведениях, указывая на многочисленные ошибки апостола в введении оборотов и сложных грамматических конструкций.
В своих письмах Павел часто приводит цитаты античных авторов. Так, в первом послании Коринфянам можно увидеть следующее высказывание: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор 15:33). Цитата принадлежит древнегреческому драматургу Еврипиду и датируется 5 веком до Р.Х. Прямой перевод её: «Растлевают нравы благие связи худые». Этой цитатой Павел осуждает заблуждения христиан по поводу таинства воскрешения и стремится донести силу того влияния, которое оказывает на нас наше окружение.
Послания апостола Павла замечательны непринуждённостью и разнообразием, что существенно их отличает от стиля рукописей древнегреческих ораторов. Зачастую письма Павла, представляющие собой подобие диалога, включали следующие черты:
Обличение пороков окружающей действительности;
Полемика, яростный спор с воображаемым оппонентом. Диатриба – вопросно-ответная форма изложения мыслей, которая была широко распространена в античном мире и эллинистической культуре и использовалась ещё Платоном и его современниками. Диатрибическому стилю свойственны вводные конструкции, многочисленные обращения. Особенно ярко диатриба проявляется в послании к Римлянам;
Наставления;
Убеждение, а не принуждение публики;
Афоризмы («…когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно», 2 Кор 4:18);
Антитеза («Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни», Рим 5:18-19);
Риторические вопросы;
Симитские идиомы, характерные раннехристианской лексике (использование заимствованных из семистских языков слов);
Градация. Апостол применял эту фигуру речи, чтобы усилить воздействие на читателя; расположение слов в порядке нарастания увеличивало напряжение;
Цитирование;
Бессоюзие (асиндетон). Павел использует этот приём для усиления красочности речи (Рим 13:7);
Аллюзия – форма намёка. Послания Павла были обращены к публике, уже знакомой со словом Божием, и главная цель посланий заключалась в дополнении проповеди, её пояснении и своеобразном подкреплении. Так, в первом послании Коринфянам автор как бы вспоминает слова Христа о важности соблюдения духовной чистоты и следования нравственным постулатам, для того чтобы войти в Царствие Небесное. Апостол ссылается на эту же мысль в виде намёка: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор 14:20);
Гимны (например, Еф. 4:7-10. Здесь прослеживается толкование 67 псалма, в котором говорится о благодати, сошедшей на Моисея (скрижали с заповедями). В послании Павла прослеживается параллель между Иисусом и Моисеем, некое отождествление их земной миссии (передать человеческому роду дары Святого Духа).
Некоторые изречения апостола достигли такой ритмичности, что прочно вошли в наш современный язык в качестве поговорок: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал 6:7).
Такое изобилие стилистических фигур объясняется тем, что послания Павла, называемого «апостолом язычников», были в первую очередь обращены к грекам и римлянам – верным идолопоклонникам, которые отличались высоким культурным образованием. Именно поэтому язык посланий апостола должен был соответствовать уровню публики, к которой были обращены рукописи.
Редактирование посланий
Стоит отметить, что Павел диктовал свои послания стенографу, поэтому текст писем обладает оттенками живости, которая присуща разговорной речи. Некоторые послания апостола (Рим 16:22) утверждают мысль о том, что есть некто «Тертий», участвующий в оформлении письма. Секретарям Павла предоставлялась большая свобода в редактировании текстов, поскольку письмо на папирусе занимало достаточно длительное время и требовало немалых усилий (необходимость тщательной подготовки к написанию текста – возникали трудности, обусловленные неровностью поверхности бумаги, выбором чернил и т.п.).
Структура посланий
В некоторых произведениях апостола сложно заметить грань между вступлением, основной частью и заключением, однако чаще всего они различаются по следующей схеме. Вступление – благодарение Господа за его милость и данную свыше возможность проповедовать. Вступление зачастую содержит в себе основную идею послания. Переход к основной части обычно определяется обилием наставлений и нравственных оценок – дидактизмом. Пожелание мира, благословение завершают мысль апостола.
Отличительные особенности письменной риторики Павла
Стоит отметить, что Павел подкрепляет и подтверждает высказанные в посланиях идеи словом Господа, а не изречениями ветхозаветных пророков: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1 Кор 11:23). Важно, что в Евангелие нет слов Господа, которые цитирует Павел, что также является важной содержательной чертой письменной риторики апостола.
Выводы
Своими посланиями апостол стремился донести идеи христианства до всех слоёв общества. Целью апостола являлось широкое распространение мыслей, содержащихся в рукописях: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы» (Кол.4:16). Важно понимать, что апостол видел в письменной риторике лишь возможность проповедовать идеи христианства и никогда не преследовал честолюбивых мотивов: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою…» (Флп 3:7-8). Вдохновлённый словом Божиим и верой в Христа, апостол создавал гениальные образцы письменной риторики, мастерски и метко используя силу слова.
Библиография:
1.Библия. Книги Нового Завета: Послание к Римлянам; Первое Послание к Коринфянам; Второе Послание к Коринфянам; Послание к Галатам; Послание к Ефесянам; Послание к Колоссянам; Послание к Филимону; Послание к Евреям; Деяния святых апостолов.
2.Лушников Дмитрий Юрьевич. Гимны в посланиях святого апостола Павла. – М.; СПб.: Свято-Владимирское издательство, 2009.
3.Сорокин Александр Владимирович(протоиерей). Христос и Церковь в Новом Завете: Введение в Священное Писание Нового Завета(курс лекций). – М.: Издательство Крутицкого подворья Отдел молодежи Московского патриархата Общество любителей церковной истории, 2006.
4.Макрей Джон. Жизнь и учение апостола Павла, 2009.
5.Ивлиев Иануарий (Архимандрит). Апостол Павел как художник, поэт и бытописатель своего времени //
URL: https://azbyka.ru/ivliev/apostol_pavel_kak_hudognik-all.shtml
6.Учебный словарь стилистических терминов // URL: http://sigieja.narod.ru/stilslovar1.htm
7.Гандри Роберт. Обзор Нового Завета/ Пер. с англ. – СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2001.
8.Сабодан Владимир (митрополит). Павел, призванный апостол: изучающим Священное Писание Нового Завета – К., 1998.
9.Иннокентий Херсонский (Святитель). Жизнь святого апостола Павла // URL: https://predanie.ru/innokentiy-hersonskiy-svyatitel/book/72130-zhizn-svyatogo-apostola-pavla/