Национальные религии: понятие и формы
Интересно, что непосредственно термин «национальная религия» учеными считается не вполне корректным, так как те этнические общности, в которых эти верования непосредственно сформировались, на том историческом этапе еще не представляли оформленные нации. Например, индуизм исповедовался не одним народом, но целой группой общностей, находящихся между собой в этнической близости.
В связи с этим ряд исследователей предлагал сменить термин «национальная религия» на иное более подходящее определение или совсем отказаться от практики разделения религий на мировые, национальные или племенные.
Непосредственно термин «национальная религия» оформился в XIX веке и обозначал национально-государственную религию, которая сформировалась в рамках отдельного государства или этноса, но не смогла существенно распространиться у других народов.
Как правило, к такому виду культа относятся религии, возникшие с «началом цивилизаций» или после появления в обществе классовых отношений.
Основными характерными чертами национальной религии являются:
- обширные масштабы влияния;
- устойчивость верований перед лицом других религий;
- объединение политеизма и монотеизма;
- упрощение жертвоприношений;
- развитие учения о посмертном воздаянии.
На сегодняшний день в формате национальной религии сохранились только отдельные из них – иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, зороастризм и конфуцианство.
Ученые выдвигают мнение, что распространение национальных религий затруднено особенно тесной связью этнической среды и ее верований, когда чужестранцев не допускали к культовой практике.
Мировые религии: определение и основные черты
Мировые религии - это верования, не имеющие государственных или этнических ограничений и распространенные в разных странах. Мировыми религиями являются буддизм, христианство и ислам. Эти религии наиболее многочисленные и важные для современно мира, количество их последователей – это основная масса населения нашей планеты.
Мировые религии имеют ряд отличий:
- полиэтническая распространенность;
- отсутствие этноцентриности в своей догматике.
Преобладающее большинство всех верований сформировалось в качестве племенных культов, в которых доминировало многобожие, то есть политеизм. Ученые объясняли его не столько слабой развитостью самих религиозных миропредставлений, сколько многокомпонентной племенной структурой самих этносов того периода, которая и сформировала такие же многокомпонентные религиозные пантеоны.
Позже возникли уже «авторские» учения – конфуцианство, иудаизм, даосизм, зороастризм), то есть сакральные тексты, в которых есть некоторая универсальность, благодаря чему становится возможным их выход за грань этноса, внутри которого они были сформированы. Но в тот период существовала и прозелитическая практика, то есть распространение веры и обращение в нее других, как правило, она не отличалась чрезмерной насыщенностью и активностью.
Ученые отмечали, что зороастризм уже в конце 1 тыс. до н.э. мог практически превратиться в мировую религию, так как он распространился на римский и эллинистический мир и даже проник в Тибет. На протяжении 4-8 веков зороастризм вытеснял из этой зоны ислам и христианство, как учения, в которых присутствует большая социальная универсальность.
Такая же участь постигла и манихейство.
На основании этого можно сделать вывод: появление и распространение мировых религий не нечто исторически исключительное, а отражает только объективное движение:
- к культурной интегрированности народов отдельных регионов;
- к выработке и введению универсальных ценностных регуляторов.
Интересно, что параллельно протекало такое же движение и в политике – создавались универсальные империи, такие как Македония, Персия, Рим, Византия, Китай, Арабский халифат и пр.
Специфические характеристики мировых религий
Среди всех черт, свойственных мировым религиям, выделяют ряд специфических особенностей:
- высокую абстрактность основной догматики, обеспечивающей требуемый универсализм учения;
- многообразие, то есть полиморфизм, основных догматов, что делает возможной вариативность истолкований и самих сакральных текстов, а также его исповедание и практику культов, чем повышается адаптивность религиозных учений к разнообразным культурным традициям разных народов;
- социальную составляющую религии, то есть ее растворенность в повседневной жизни людей, ее причастность к нравственным и бытовым проблемам людей;
- участие всей паствы в обрядовой практике, что отличает религию от древних культов, когда церемонии проводили только жрецы, а также обращенность религии лично к каждому верующему;
- сравнительную доступность смыслов догматики для простого сознания, хотя бы редуцированное их изложение, возможность личного спасения ценой правильной жизни;
- отсутствие каких-либо сословных или национальных границ и превосходства, то есть равенство всякого перед лицом Бога.
Очевидно, что основы догматики существующих на сегодняшний день мировых религий не несут в себе ничего значительно отличающегося от большинства религий древности, а причины значительного распространения этих религий, как считают ученые, лежат преимущественно в социальной сфере, в способности рассматриваемого учения объединять людей, а также в демократии их установок и силе эмоционального воздействия.
Помимо названных национальных и мировых религий, выделяют религии учительские – имеющие одного основоположника, учителя, а также народные – без возможности указать одного основателя, пророка.
С позиций объекта обожествления принято выделять религии политеистические – многобожие, когда люди поклоняются сразу нескольким богам, например, язычество, а также монотеистические религии, в которых Бог один.