Вера – это принятие каких-либо утверждений без их достаточного обоснования, переосмысления или критической оценки, в неизменном виде от внешнего источника.
Понятие религии
Религия один из важных компонентов жизни общества прослеживаемый практически на всех этапах его существования.
Религия – это форма общественного мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественное и включающая в себя этические нормы, обряды и культовые действия, а также форму социальной организации людей.
Происхождение религии является одним из сложнейших вопросов религиоведения, который до сих пор не решен до конца. Существуют три основных подхода к его рассмотрению:
- религиозный,
- промежуточный,
- эволюционный.
Религиозный подход основывается на беспрекословном принятии религиозных догм того или иного верования. В зависимости от конкретной религии ее основополагающий миф может варьироваться, однако общий его сюжет остается неизменным – боги или бог создает мир и людей, после чего являет им некоторые чудеса и посылает пророков, которые помогают установить связь между людьми и богом. В авраамических религиях в него включается также момент грехопадения человека, и потеря непосредственной связи с божеством.
Промежуточный подход берет за основу араамический миф, однако в определенной степени адаптирует его к научным сведениям о развитии общества и религиозных представлений. Так, согласно концепции В. Шмидта, изначально во всех обществах существовал монотеистический культ, однако со временем люди о нем забыли и создали политеистические культы, чтобы затем, посредством откровений и пророков вновь вернуться к монотеизму. Вся религиозная жизнь в данной концепции рассматривается как подготовительный период к становлению христианства.
Эволюционный подход исходит из научных представлений о развитии человека и общества. Зарождения религии связывается в нем с особенностями мировоззрения первобытных людей, которые были описаны в трудах Леви-Брюля и Леви-Стросса при изучении племен ведущих аналогичный первобытному образ жизни. Первобытный человек мыслил себя естественной частью природы, не выделяющей среди других ее частей (животных, птиц, деревьев, гор и т.д.). Его жизнь зависела от милости природы и события, на которые он не мог повлиять (какая будет погода, как будет ловиться рыба, куда откочуют стада животных и т.д.). Считая другие проявления природы равными себе человек приписывал им те же свойства, т.е. одухотворял их, и пытался установиться взаимодействие не на физическом, а духовном уровне с духами животных, лесов, озер, болезней и проч. Магические действия и ритуалы не только помогали человеку «договариваться» с духами природы, но также несли на себе функцию социальной организации и регуляции жизни самой общины, установления правил и норм поведения, взаимодействия с другими первобытными общностями и т.д. Существование подобных религиозных представлений делало общину более успешной в борьбе за выживание, в результате чего данные представления развивались вместе с социумом и закрепляли свое важное место в нем.
Важным этапом развития религиозности стало возникновение трех ее форм:
- тотемизма – веры в происхождение человека от сверхъестественной сущности, например, зверя-первопредка;
- анимизма – веры в существование души и одухотворенности окружающего мира;
- фетишизма – веры в сверхъестественные силы особых магических или культовых предметов талисманов, идолов, реликвий и проч.
Возникнув вероятно независимо друг от друга данные явления лежат в основе любой современной религии. Так, например, в христианстве тотемизм выражен в вере, что все люди произошли от Адама и Евы, а те в свою очередь были сотворены богом. Анимизм выражается в вере в существование души человека, с которой в первую очередь ассоциируется сам человек, продолжающей существование после тела, а также иных одушевленных субстанций, существующих исключительно в идеальном плане бытия – ангелов, святых, покровителей и проч. Фетишизм проявляется в вере в сверхъестественную силу культовых предметов от нательного креста до мощей святых.
Понятие атеизма
Атеизм в широком смысле означает отсутствие веры в сверхъестественное, в более узком – убежденность в том, что богов не существует.
Также, как и религиозность, атеизм является социальным явлением сопровождающим человеческое общество на протяжении практически всей его истории. Первые упоминания описывающие атеистические взгляды относятся к периодам существования древнего Египта, Месопотамии, Индии. Сам термин атеизм имеет греческие корни и в своем изначальном варианте обозначает человека «разорвавшего отношения с богами», «безбожника». На протяжении веков термин «атеист» имел исключительно негативную окраску, считался уничижительным и использовался для обвинения человека, в том числе представителями различных конфессий по отношению друг к другу. Одним из наиболее известных случаев обвинения в атеизме, является обвинение в безбожии, которое граждане Афин выдвинули Сократу.
Конвертация «атеизма» в положительный термин, с помощью которого человек мог выразить свою мировоззренческую позицию происходит лишь в восемнадцатом веке в связи с ростом социальной и личностной свободы и свободомыслия в обществе, высвобождения его духовной жизни из религиозных оков.
Атеизм не представляет собой какого-либо конкретного и догматизированного движения, более того существуют разные подходы к пониманию и реализации атеизма в жизни. Исследователи выделяют выраженный и невыраженный атеизм водоразделом между которыми выступает знание человека о религиозных истинах и догмах и сознательность их отрицания. Так дети, которые еще не в состоянии осознать идею бога являются невыраженными атеистами.
Также рассматривают слабый и сильный атеизм. Сильный атеизм представляет собой принципиальное отрицание существования всех богов и сверхъестественных проявлений, в то время как слабый включает в себя прочие проявления атеизма. Таким образом все верующие одновременно являются слабыми атеистами, поскольку отрицают существование богов альтернативных конфессий.
Соотношение веры и знания
Вера и знание представляют собой два альтернативных способа формирования представлений человека о самом себе и окружающем мире. Вера базируется на принятии неких представлений в качестве истинных и поддерживается убежденностью человека. Знание базируется на изучении этих представлений, их подтверждении практическим опытом или доказательствами. При этом возможно взаимное перетекание представлений из сферы веры в сферу знания и обратно.
Вера и знание играют огромную роль в формировании мировоззрения человека, его психического развития, социализации. Существует огромный пласт убеждений и представлений, которые человек приобретает на веру, в особенности это относится к периоду детства, когда ребенок некритично воспринимает высказывания взрослых, копирует их образцы поведения и т.д., но усвоение на веру сохраняется и во взрослой жизни по отношению к авторитетным лицам, источникам информации, общественному мнению.
Одновременно в человеке существует, и врожденная потребность в познании и формировании собственного, осмысленного взгляда на мир, которая также начинает проявляться с первых лет жизни, через приобретение опыта и исследовательское поведение. Так ребенок формирует свое представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, размер, текстура, свойства звука, вкус и т.д.) на основании своего опыта. В более старшем возрасте именно приемы познавательной деятельности выступают флагманом интеллектуального и психического развития личности, становления ее нравственных свойств, Я-концепции, мировоззрения.