Распространение ислама
Ислам – это занимающая второе место в мире по количеству последователей, монотеистическая авраамическая религия.
География ислама очень разнообразна. В состав исламских государств входят не только страны ближнего востока, являющиеся его родиной, но и многие страны Африки и Юго-Восточной Азии.
Особенности мусульманства, которые сформировались под влиянием условий его возникновения, облегчили его распространение среди арабского мира, в борьбе за новые территории и преодолении сопротивления родоплеменной аристократии, склонной к сепаратизму, ислам достаточно быстро одержал полную победу в арабском мире. Новая религия указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь обогащения и выхода из кризиса, который состоял в завоевании новых земель.
Преемники Мухаммеда – халифы Абу-Бекр и Осман – за короткое время смогли завоевать соседние, а чуть позже и отдаленные страны Средиземноморья и Передней Азии. Все завоевания происходили под исламским знаменем. В покоренных землях повинности крестьянского населения существенно облегчили, особенно тем, кто решил принять ислам, а это, в свою очередь, поспособствовало тому, что большое количество населения разных национальностей решили принять новую религию.
Ислам зародился в качестве национальной религии арабов, но превратился в настоящую мировую религию.
Возникновение ислама
Ислам, вместе с буддизмом и христианством, включен в триаду мировых религий, и имеет последователей на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане занимают главенствующую позицию среди населения многих азиатских и африканских стран. Ислам – это система, оказывающая существенное воздействие на международную политику.
Ислам в современном понимании является и религией, и государством, так как данная религия принимает активное участие в государственных делах.
В переводе с арабского «ислам» означает покорность, а «мусульманин» - предавший себя Аллаху.
Ислам из трех мировых религий – наиболее молод. Христианство и буддизм сформировались в тот период, который обычно относят к древности, а ислам начал формирование в период раннего средневековья. Арабо-язычные народы практически полностью исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные – в большинстве. Также много мусульман и среди северо-индийских народов. Практически полностью придерживается ислама население Индонезии. Ислам зародился в 7 веке нашей эры в Аравии. Его происхождение яснее, чем происхождение буддизма или христианства, так как практически с самого начала ислам освещался письменными источниками. Но, несмотря на это, и в исламе много легенд.
Если рассматривать причины возникновения ислама, то может сложиться впечатление, что люди просто были вынуждены согласиться на законы этой религии. Началось это в далеких странах Азии, где природа была сурова по отношению к людям, кругом были лишь горы и песчаные пустыни, а дожди выпадали крайне редко. Люди, жившие там, вынуждены были кочевать от одного оазиса к другому. Капризная и злая природа приносила людям много горя, но они смогли приспособиться и существовать. Именно этим страхом и была порождена вера в духов. Люди считали, что горе им приносят злые духи, а радость идет от добрых духов. Уже в 6 веке началось оформление классового общества, богачи получили в собственность земли и скот, продукты земледелия, начали вести торговлю. Развивалась работорговля, рабов продавали и обменивали, при этом запугивая гневом богов. В отчаянии люди начинали молиться. В этот период объявился крупный купец Мухаммед. А основателем ислама, как известно, является пророк Мухаммед, значение которого в судьбе человечества невозможно переоценить.
Шариат
Шариат – это мусульманское право. Он органически связан с исламом и его учением. В соответствии с юридической энциклопедией, Шариат – это свод религиозных и правовых норм, который составлен на основании Корана и Сунны, и содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права.
Иными словами, шариат – это все правовые нормы, которые нельзя изъять из теологии ислама, так как они тесно связаны с его религиозно-мистическими представлениями. В исламе правовые установки рассматриваются в качестве частицы божественного единого закона и порядка. Из этого следует предписывание божественного значения велениям и запрещениям, составляющим норм шариата.
Шариат развивался исключительно в формате конфессионального права. Особенно в начале своего становления шариат в целом и его непосредственно доктринально-нормативная часть (фикх) включали в себя не только правовые установки, но и религиозную догматику и мораль. В результате нормы шариата, его свод правил и предписаний, с одной стороны, регулировали общественные отношения, то есть межличностные, а с другой – определяли отношения мусульман и Аллаха. Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала отразилось в специфике право понимания, а также в оценивании правомерности и неправомерности поведения. Таким образом, тесная связь права и теологии ислама выражается установлением в шариате пяти типов действий мусульманина, которым придается одинаковый правовой и морально-религиозный смысл:
- обязательные;
- рекомендуемые;
- дозволенные;
- предосудительные, но не предполагающие наказания;
- запрещенные и подлежащие наказанию.
В шариате признание божественного предопределения с неизбежностью породило и огромную значимость вопроса, касающегося свободы воли мусульманина и ее границах. Столкновение на этой почве религиозно-философских школ не привело к единому мнению. Например, одна из школ – джабариты – в принце полагали отсутствие свободы воли у человека.