Конфессия – это особенность вероисповедания в рамках определенного религиозного учения.
Подходы разных религий к глобализации
Религия принимает активное участие в решении проблем глобализации, последовательно противостоя ей. Религия остается объединяющим началом и располагает сложной системой горизонтальных связей, институциональных отношений и может быть эффективным инструментом регуляции современных глобальных тенденций.
Глобализация, которая стремится диктовать контуры нового миропорядка, может привести к негативным последствиям, приводящим к разрушению самобытных культур, забвению религиозных и нравственных ценностей общества.
Роль религии в мире, где набирает обороты глобализация, снижается, она постепенно оттесняется на периферию бытия.
А в таких условиях религиозная идентичность оказывается выражением неосуществленных надежд в мире общественных отношений. Позитивное становление конфессиональной идентичности по всему миру нарушается хаотическим, революционным импульсом модернизации.
Однако на уровне массового религиозного сознания истории, к сожалению, известны факты фанатизма и непримиримости. Религиозные доктрины при этом часто используются как политические технологии воздействия на поведение и сознание населения. Религия оказывается действенным орудием культурной и социальной мобилизации в политике.
Отношение к религиозным институтам в обществе в последнее время претерпело сильные изменения. Отношение каждой религии к глобализации сформировано, однако о мировом развитии каждая религия высказывается менее определенно.
В одних религиях мира люди демонстрируют преданность традиционным, так называемым «доглобальным» формам, а в других, наоборот, религиозность получает модернистские конфигурации.
Например, буддизм достаточно легко адаптируется к изменениям современного мира. В этой религии нет представления о боге-творце, буддизм отказался и от понятия души. Нет в буддизме религиозной организации, как в христианстве. Здесь вместо спасения и райского блаженства верующим предлагается нирвана, которая принимается за ничто, за полное небытие. Поэтому западном человеку, который воспитан в христианских традициях, подобная религия кажется парадоксальной, видится отклонением от понятия религии, в качестве образца которой выступает христианство. Что касается отношения буддизма к глобализации, он предлагает не бороться с ней, а приспосабливаться. Одним из способов решения проблем глобального диалога цивилизаций, религий и культур Далай-лама считает создание новой общечеловеческой этики, и называет глобализацию лучшим выходом из сложившейся ситуации.
Взгляды христианских церквей на глобализацию различны:
- Протестантские церкви поддерживают «христианскую глобализацию» - экуменизм, видят в ней наибольший эффект для церкви;
- Римская католическая церковь активно поддерживает глобализацию, провозглашая начало «новой евангелизации» и «цивилизационной любви»;
- Русская Православная Церковь подчеркивает особую роль России в глобализации, поддерживает идею модернизации на основе традиций.
Христианская церковь, определяя себя как соборную и вселенскую церковь, направляет миру вопрос о своем предназначении и своем единстве.
Глобализация с точки зрения ислама выглядит несколько иначе. «Политический ислам» сегодня является серьезной силой, с которой приходится считаться ЕС и США. Глобализация воспринимается исламом как тотальная вестернизация. Ислам, выступая против вестернизации, представляет собственную модель глобализации, которая основывается на исламских религиозных традициях и культурных основах.
Ислам характеризуется открытостью, высокой адаптивностью к изменяющимся условиям, возможностью свободного расширения, отсутствием жесткого центризма, сложных механизмов и иерархий принятия решений имеет неплохие перспективы развития в современную эпоху глобализации. Таким образом, ислам не выступает как противник глобализации при условии, что она будет этичной и здравой.
Роль религии в политической жизни общества
Во все времена политика и религия были взаимосвязаны. Но характер этой взаимосвязи постоянно менялся. До 17 века религия была одним из основных факторов, определяющих структуру политической власти, но позже политическая значимость религии во внутренней и внешней политике снизилась.
Однако это снижение не привело к тому, что религия и политика перестали взаимодействовать и соприкасаться. Они по-прежнему пересекались, но связь эта стала односторонней – политика вместе с экономикой и другими сферами жизни стала влиять на религию. Религия в свою очередь могла выступать только в роли объекта манипуляций, например, выступала в качестве инструмента решения государством тех или иных внутри- и внешнеполитических задач.
В современном мире религия является фактором, оказывающим влияние на политические процессы.
Государства часто идут навстречу традиционным религиозным организациям и ужесточают законодательство для нетрадиционных конфессий, ограничивают внешние религиозные влияния.
Можно сказать, что идет частичная реконфессиолизация и ретерриториализация религиозной сферы. Государство взамен получает поддержку от традиционных религий, которые используют весь имеющийся у них символический капитал для того чтобы сакрализовать действующую власть. В результате такой сплав секьютиризации и ретерриторилизации религии дает видимость борьбы за духовную безопасность, традиционные нравственные ценности и сохранение культурного кода посредством противостояния пропаганде всех чуждых цивилизационных ценностей, которые, согласно этой логике, распространяются вместе с проповедью нетрадиционных религий и верований.
В современном обществе наблюдается процесс, когда религиозный дискурс вытесняет прочие – этнический, национальный и т.д. Отсюда – возрастание важности теологических дискуссий, от исхода которых зависит мир на планете.